РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Голенко М.Е., при секретаре - Вороновой И.А., с участием административного истца - Зверева С.А., представителя административного истца - Баранова С.А., представителя административных ответчиков - начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) и 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ - Юсова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-122/2018 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Зверева Сергея Алековича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 02 апреля 2018 года № 08-01/23 в части уменьшения размера предоставленной жилищной субсидии,
установил:
Зверев Сергей Алекович обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение № 08-01/23 от 02 апреля 2018 года 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в части применения норматива общей площади жилого помещения - 33,90 кв.м. и поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы - 2,675, для расчета предоставленной ему жилищной субсидии; обязать начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ произвести перерасчёт предоставленной жилищной субсидии с учетом применения норматива общей площади жилого помещения - 54,0 кв.м и поправочного коэффициента - 2,75, и обеспечить доплату жилищной субсидии; взыскать с ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в пользу него судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на услуги представителя в размере 40 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он проходил службу в войсковой части №. Общая продолжительности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по состоянию на 20 мая 2018 года в календарном исчислении составляет 27 лет 1 месяц. 20 мая 2018года он был исключён из списков личного состава и всех видов обеспечения с последующим направлением для постановки на воинский учет в военный комиссариат Волжского района Самарской области. Решением № 08-01/23 от 02 апреля 2018 года начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Звереву С.А. совместно с проживающими членами семьи: ФИО6 (супруга) и ФИО9 (сын) предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилищного помещения в размере <данные изъяты> рублей.
По мнению административного истца, данный расчёт произведён не верно, по следующим основаниям.
Так, вопреки действующему законодательству норматив общей площади жилого помещения административным ответчиком неправомерно уменьшен на 20,10 кв.м., несмотря на то, что у Зверева С.А. и членов его семьи отсутствуют жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи по договору социального найма. При этом, применён неверный поправочный коэффициент, так как продолжительность военной службы Зверева С.А. составляет в календарном исчислении 27 лет 1 месяц, то поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии, по его мнению, должен составлять 2,75. Однако вопреки требованиям нормативных правовых актов, административный ответчик уменьшил поправочный коэффициент с 2,75 до 2,675. Таким образом, по мнению административного истца, размер жилищной субсидии, подлежащей выплате, составляет <данные изъяты> рублей. Поскольку административный ответчик выплатил жилищную субсидию не в полном объеме, Зверев С.А. считает нарушенными свои права, свободы и законные интересы. Требования о взыскании судебных расходов административный истец обосновывает ссылкой на статьи 103, 106 КАС Российской Федерации, подтверждает понесенные расходы квитанциями.
В судебном заседании Зверев С.А. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объёме в связи с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель административного истца Баранов С.А. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объёме, указал, что учёт помещения, которое предоставлялось бывшей супруге Зверева С.А., является незаконным. На момент принятия решения о предоставлении жилищной субсидии и признании административного истца нуждающимся ни Зверев, ни члены его семьи не имели зарегистрированное право собственности на жилые помещения. Кроме того, Зверев С.А. после расторжения брака добровольно снялся с регистрационного учета в спорном жилом помещении. При этом в 2012 году бывшая супруга административного истца произвела отчуждение спорного жилого помещения. Следовательно, в настоящее время даже у бывшей супруги нет прав на жилое помещение. Что касается выслуги лет, то административными ответчиками, при определении выслуги лет, не было принято во внимание Соглашение государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, в связи с чем, не законно был исключён период военной службы Зверева в Вооружённых Силах Республики Узбекистан. Кроме того в приказе от 27 июля 2016 года № 72 об увольнении Зверева указано, что по состоянию на указанную дату выслуга лет составляла 25 лет 5 месяцев, а, следовательно административный истец уже имел право на коэффициент - 2,75.
Представитель административных ответчиков начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ - Юсов В.В. заявленные требования не признал и возражал против их удовлетворения. При этом указал, что решение 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 02 апреля 2018 года № 08-01/23 о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения законно и обоснованно. Командование воинской части предоставило сведения о составе семьи Зверева, справку о сроке службы в вооруженных силах и принадлежности к военной службе. Согласно представленным документам, срок службы административного истца составлял 24 года 9 месяцев, исходя из чего, при расчёте субсидии был применен коэффициент 2,675. Также, имеется информация, что Зверев С.А. до 20 февраля 2007 года состоял в браке, в период которого его бывшая супруга как военнослужащий получила жилое помещение на всех членов семьи, включая административного истца. После расторжения брака Зверев С.А. добровольно снялся с регистрационного учёта в предоставленном ранее жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>. Его бывшая супруга квартиру приватизировала, а затем произвела ее отчуждение. Поскольку административный истец ранее уже был обеспечен жилым помещением, то данное жилое помещение подлежит учету при предоставлении ему иного жилого помещения, жилищной субсидии.
От представителя административного ответчика - войсковой части №, извещённой надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, при этом в удовлетворении требований административного истца просил отказать.
Извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представитель заинтересованного лица ФГКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, в удовлетворении требований в части взыскания судебных расходов просил отказать. В обоснование своей позиции представитель заинтересованного лица указал, что судебные расходы подлежат взысканию в разумных пределах только в случае вынесения решения в пользу административного истца. Расходы в размере 40 000 рублей, по мнению представителя заинтересованного лица, являются явно завышенными. Также в обоснование своей позиции представитель ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» приводит положения статьей 111, 112 КАС Российской Федерации, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации, определения Конституционного суда Российской Федерации.
Заслушав стороны и исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований административного искового заявления по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
Как усматривается из копии выписки из приказа командира войсковой части № от 20 апреля 2018 г. № 75, <данные изъяты> Зверев Сергей Алекович уволен с военной службы, с зачислением в запас, приказом командира <данные изъяты> отдельной мотострелковой бригады <данные изъяты> от 27 июля 2016 г. № 72, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с 20 мая 2018 года исключен из списков личного состава воинской части № и всех видов обеспечения.
Согласно решению 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 14 июня 2016 года № 1/69 <данные изъяты> Зверев С.А. вместе с членами его семьи (ФИО6, ФИО9) были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 01 февраля 2016 года.
Из решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 02 апреля 2018 года № 08-01/23 усматривается, что Звереву С.А. и членам его семьи (ФИО6, ФИО9) предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.
Решением от 12 апреля 2018 года № 08-01/23 начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Зверев С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Копией платежного поручения № от 09 апреля 2018 года подтверждается перечисление субсидии Звереву С.А. в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно типовому договору социального найма жилого помещения № 9 от 24 ноября 2005 года, на основании решения о предоставлении жилого помещения от 19 мая 2005 года № 1, <данные изъяты> Приволжско-Уральского военного округа ФИО2 с двумя членами ее семьи (ФИО1, ФИО3) передается в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящее в государственной собственности квартира, общей площадью 60, 3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о расторжении брака II-EP № 634478 от 13 октября 2017 года видно, что брак между ФИО2 и Зверевым С.А. расторгнут 16 января 2007 года.
Таким образом, судом установлено, что 24 ноября 2005 года Зверевым С.А., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и обладающим самостоятельным правом на обеспечение жильём от государства, реализовал свои жилищные права путём получения от государства жилого помещения по договору социального найма в составе члена семьи военнослужащего (бывшего супруга ФИО2). Административный истец в качестве члена семьи военнослужащего был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи - 20,1 кв.м.
Из копии паспорта Зверева С.А. усматривается, что 03 мая 2006 года он снялся с регистрационного учёта по указанному адресу. При этом в судебном заседании административный истец пояснил, что указанные действия были произведены им добровольно и по собственной инициативе.
Оценивая указанные действия Зверева С.А. в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что Зверев С.А. был обеспечен частью жилого помещения за счет государства, но затем отказался от неё по собственной инициативе в пользу своей бывшей супруги и ее сына.
Между тем, в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно абзаца 2 п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76 (далее по тексту - Правила) норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона, военнослужащий Зверев С.А. в любом случае обязан сдать ранее предоставленное ему от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение Зверевым С.А. действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 № 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.
Поскольку из оспариваемого Зверевым С.А. решения усматривается, что данное должностное лицо предоставило Звереву С.А. жилищную субсидию именно с учетом ранее предоставленного Звереву С.А. от государства жилого помещения, которое он по собственному волеизъявлению предал своей бывшей супруге и ее сыну, в связи с чем не может сдать его Министерству обороны Российской Федерации.
Доводы о том, что в последующем Зверева Т.В. распорядилась самостоятельно предоставленным жилым помещением и в настоящее время не имеет прав на него, к существу настоящего спора не относится. Зверев С.А. мог наравне со Зверевой Т.В. приватизировать указанное жилое помещение, однако, распорядился им в пользу бывшей супруги.
Исходя из изложенного выше суд приходит к выводу, что требования административного истца в части признания не законным уменьшения норматива предоставляемой жилой площади удовлетворению не подлежат.
Относительно требований административного истца о применении в расчёте жилищной субсидии с коэффициентом 2,675 суд исходит из следующего.
Из оспариваемого решения 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ усматривается, что в связи с общей продолжительностью военной службы 24 года 9 месяцев, административному истцу произведён расчёт жилищной субсидии с применением коэффициента в размере 2,675.
Согласно имеющейся в учётном деле справке войсковой части №, по состоянию на 26 февраля 2018 года выслуга лет в календарном исчислении Зверева составляется 24 года 9 месяцев 29 дней.
В судебном заседании представитель пояснили, что при расчёте выслуги лет, не был включён период прохождении военной службы Зверева в Вооружённых Силах Республики Узбекистан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила), согласно п. 2 которого расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с пп. 7 - 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил при выслуге военной службы от 16 лет до 20 лет поправочный коэффициент устанавливается в размере - 2,25, а при выслуге военной службы от 20 лет до 21 года в размере - 2,375. Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооружённых Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Из копии послужного списка на имя Зверева С.А. усматривается, что с ноября 1984 года по 11 ноября 1986 года - проходил военную службу по призыву в Вооружённых Силах СССР, с 28 ноября 1992 года по 27 января 1995 года проходил действительную военную службу в Вооружённых Силах Республики Узбекистан, а с 17 мая 1995 года по 20 апреля 2018 года проходил военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации. При этом первый контракт о прохождении военной службы Зверев. заключил в мае 1995 года.
Согласно ст. 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», действовавшего на период прохождения истцом военной службы в Республике Узбекистан, гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Переходный период согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4457-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был установлен до 31 декабря 1994 года.
Из пп «в» п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 также следует, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооружённых сил, других воинских формирований государств - участников Содружества Независимых Государств после 31 декабря 1994 года не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенного 28 марта 1997 года, гарантии и компенсации, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за военнослужащими, проходившими военную службу в государствах - участниках Содружества Независимых Государств сохраняются только лицам, уволенным с военной службы из вооружённых сил, других воинских формирований государств - участников Соглашения до 31 декабря 1994 г. После указанного срока военнослужащие при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.
В связи с изложенным, поскольку Зверев проходил военную службу в Вооружённых Силах Республики Узбекистан после 31 декабря 1994 года, в переходный период не был переведён в воинское формирование, находящееся под юрисдикцией Российской Федерации, был уволен из Вооружённых Сил Республики Узбекистан после 31 декабря 1994 года, и вновь поступил на военную службу уже в Вооружённые Силы Российской Федерации только в мае 1995 года, период его военной службы с 28 ноября 1992 года по 27 января 1995 года не может быть учтён при расчёте административному истцу выслуги лет для применения её при расчёте размера жилищной субсидии.
Таким образом, действия административных ответчиков, связанные с применением коэффициента в размере 2,675 для расчёта жилищной субсидии, следует признать верными, в связи чем, решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ является законным и обоснованным, а требования административного истца в этой части удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, то суд, руководствуясь положениями статьи 111 КАС Российской Федерации, не находит оснований и для возмещения административному истцу судебных расходов, связанных с обращением с административным исковым заявлением в суд и оплатой услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Зверева Сергея Алековича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 02 апреля 2018 года № 08-01/23 в части уменьшения размера предоставленной жилищной субсидии отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 21 августа 2018 года.