Дело № 12-46/2018
РЕШЕНИЕ
г.Неман 29 августа 2018 года
Судья Неманского городского суда
Калининградской области Марочкович JI.A.
при секретаре Самуховой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 27 июня 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
23 апреля 2018 года в период с 11:00 часов до 13:00 часов в отношении юридического лица ООО «ЖилКомСервис» проведена внеплановая документарная выездная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью проверки доводов обращения жильца <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного <адрес>.
В ходе выездной внеплановой проверки соблюдения ООО «ЖилКомСервис» лицензионных требований и договорных отношений, установленных п.п. «а» п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ) и п.п. «б» п.3 данного Постановления (исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ) установлено, что управляющей организацией по адресу: <адрес> не выполнены работы по содержанию и ремонту МКД – п.15.1, п.13.2, п.12.1, п.8.1, п.1.2 приложения к Договору управления; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки выявлены нарушения лицензионных требований, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
- не выполнены работы по обеспечению исправного состояния осветительных установок в подъезде; в полном объеме не осуществляется освещение лестничной клетки в подъезде, в том числе неисправен осветительный фонарь при входе в подъезд указанного МКД;
- не выполнены работы по восстановлению утеплительного слоя на трубопроводах отопления в подвальном помещении указанного МКД;
- не выполнены работы по устранению трещины в штукатурном слое стены в 4 подъезде на 3 этаже указанного МКД;
- не выполнены работы по восстановлению целостности оконных заполнений в подъезде;
- не выполнены работы по ремонту площадки входного крыльца 2 подъезда;
- не выполнены работы по восстановлению целостности металлического ограждения лестничного марша между первым и вторым этажами в 7 подъезде;
- не выполнены работы по ремонту и очистке участков отмостки имеющих просадки, трещины, обрастание растительностью;
- не выполнены работы по влажной протирке подоконников, оконных переплетов, перил лестничных маршей, дверных полотен и коробок на лестничных клетках подъездах МКД.
Таким образом, ООО «ЖилКомСервис» не выполнены, нарушены лицензионные требования при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес>.
25 апреля 2018 года ведущим специалистом Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в отношении ООО «ЖилКомСервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи Неманского судебного участка от 27 июня 2018 года производство по делу об административном правонарушении в по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО «ЖилКомСервис» прекращено за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и необоснованным, заместитель начальника департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Иванова Ю.С. обратилась в суд с жалобой в которой просит постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 27 июня 2018 года отменить.
Мотивируя тем, что 25.04.2018 года в отношении ООО «ЖилКомСервис» составлен протокол по факту не исполнения, нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес>, в котором усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Мировой судья, прекращая дело в связи с отсутствием состава, указывает на то обстоятельство, что согласно приказу Министерства № 1812 от 25.04.2018 многоквартирный дом <адрес> внесен в реестр лицензий Калининградской области в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО «ЖилКомСервис», 25 апреля 2018 года. В связи с чем сделан вывод, что исходя из положений ч.7 ст.162 ЖК РФ обязанность по соблюдению лицензионных требований возникла только 25.04.2018, проверка проведена 23.04.2018, то есть до возникновения ООО «ЖилКомСервис» обязанностей по соблюдению лицензионных требований.
Вместе с тем, у мирового судьи отсутствовали основания для прекращения производства по делу, поскольку ч. 7. ст. 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления таким домом. Таким образом, управляющая компания после заключения договора управления обязана обратиться в орган жилищного надзора с заявлением о включении в реестр лицензий Калининградской области. Невыполнение данной обязанности является нарушением требования жилищного законодательства.
Только с 11.07.2018 года вступает в силу часть 3 статьи 198 ЖК РФ, которая позволяет органу жилищного надзора при получении сведений об управлении многоквартирным домом, в том числе посредством системы вносить изменения в реестр лицензий Калининградской области своим решением по результатам внеплановой проверки поступивших сведений. До 11.07.2018 года действовал исключительно заявительный порядок внесения изменений в реестр лицензий Калининградской области согласно приказу Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
В связи с тем, что протокол в порядке части 1 статьи 46 ЖК РФ, а также заявление на основании приказа № 938/пр в адрес Министерства не поступало, ООО «ЖилКомСервис» не выполнили обязанность, предусмотренную ЖК РФ, что является нарушением лицензионных требований. Данное нарушение не освобождает ООО «ЖилКомСервис» от обязанности по выполнению условий договора управления.
Кроме того, подтверждением управления данным домом ООО «ЖилКомСервис» является выставление ими платежных документов (квитанций) за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в феврале, марте, апреле 2018 года, то есть домом управляли.
Таким образом, трактовка мирового судьи о том, что не внесение на момент проверки 23.04.2018 года изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении дома <адрес> является основанием для не проведения проверок в части исполнения лицензионных требований неверна и основана на неверном толковании норм закона.
В возражениях на жалобу представитель ООО «ЖилКомСервис» по доверенности Урсакий А.В. указывает, что на основании протокола рассмотрения заявок от 17 января 2018 года ООО «ЖилКомСервис» было признано единственным участником конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, проведенного на основании постановления администрации Неманского городского округа №1156 от 12.12.2017 года «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа».
В соответствии с конкурсной документации общество должно было направить собственникам договоры управления многоквартирными домами в течении 20 дней после утверждения протокола рассмотрения заявок, после чего не позднее 30 дней с даты их подписания приступить к исполнению данных договоров.
Однако, 31 декабря 2017 года (после утверждения конкурсной документации) в часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) были внесены изменения в соответствии с которыми управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом, а не в течении 30 дней с даты подписания договора управления, как это было предусмотрено предыдущей редакцией указанной части статьи.
Перечень многоквартирных домов для внесения изменений в реестр лицензий был направлен обществом в адрес Министерства регионального контроля 22 февраля 2018 года и получен Министерством 28 февраля 2018 года.
Изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома <адрес> были внесены Министерством регионального контроля (надзора) только 25 апреля 2018 года, что подтверждается приказом № 1812.
Следовательно, исходя из положений ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязанность по соблюдению лицензионных требований при управлении многоквартирным домом <адрес> возникла у ООО «ЖилКомСервис» только с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с 25 апреля 2018 года.
В тоже время, проверка соблюдения лицензионных требований при управлении указанным многоквартирным домом была проведена 23 апреля 2018 г., то есть до возникновения у ООО «ЖилКомСервис» обязанности по соблюдению лицензионных требований, в связи с чем общество не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, составляет три месяца. В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Поскольку производство по делу об административном правонарушении прекращено по реабилитирующему основанию - за отсутствием состава административного правонарушения, основание его прекращения не может быть изменено, так как это повлечет ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем, постановление мирового судьи изменению не подлежит.
В судебном заседании ведущий консультант отдела правового и финансового обеспечения Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Земцов В.В. постановление мировогосудьи от 27.06.2018 г. просил отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО «ЖилКомСервис» по доверенности Юркус Н.Ю. просила постановление мирового судьи от 27.06.2018 г. оставить без изменения по основаниям, указанным в возражениях, а жалобу заместителя начальника департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административным органом ООО «ЖилКомСервис» выдана лицензия № от 19.09.2017 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании протокола рассмотрения заявок конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 17 января 2018 года ООО «ЖилКомСервис» признано единственным участником конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, проведенного на основании постановления администрации Неманского городского округа № 1156 от 12.12.2017 года «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа».
Согласно Приказа № 1812 от 25.04.2018 года Министерства регионального контроля (надзора) внесены изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирных домов, в том числе <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства регионального контроля (надзора) №1711 от 18.04.2018г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «ЖилКомСервис» с целью проверки доводов обращения жильца <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества указанного многоквартирного дома.
По результатам проведенной Министерством регионального контроля (надзора) проверки по адресу: <адрес> отношении ООО «ЖилКомСервис» 25.04.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление управляющей компанией предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, установленных п «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014года, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Однако обществом в указанном доме не производится влажная протирка подоконников, оконных переплетов, перил лестниц, дверей, дверных коробок; не выполнены работы по восстановлению освещения при входе подъезд, не установлены плафоны на осветительных установках; не выполнены работы по ремонту отмостки, восстановлению целостности металлического ограждения лестничного марша, ремонту площадки входного крыльца, восстановлению оконных заполнений в подъезде, устранению трещин в штукатурном слое стены в подъезде, восстановлению утеплительного слоя на трубопроводах отопления в подвальном помещении.
Согласно ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с п. 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрен порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Согласно ст.198 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 года № 469-ФЗ) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Частью 7 ст. 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 года № 485-ФЗ) предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Из материалов дела следует, что ООО «ЖилКомСервис» 05.02.2018 года был заключен договор управления многоквартирным домом <адрес>. Перечень многоквартирных домов для внесения изменений в Реестр лицензий был направлен обществом в адрес Министерства регионального контроля (надзора) 22 февраля 2018 года и получен Министерством 28 февраля 2018 года.
С 01 марта 2018 года ООО «ЖилКомСервис» приступило к управлению многоквартирным домом <адрес>, тогда как сведения о включении дома были внесены в Реестр лицензий указанной управляющей компании 25 апреля 2018 года.
Из приведенных норм следует, что право по управлению многоквартирным домом возникает у лицензиата при соблюдении нескольких условий: размещение сведений о заключении договора управления многоквартирным домом в системе, направления их в орган государственного жилищного надзора и внесения органом государственного жилищного надзора изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
Оценка этих обстоятельств имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, невыяснение указанного обстоятельства повлечет нарушение предусмотренного КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (ст. 24.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу при заключении управляющей организацией договоров управления, управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирным домом при условии выполнения совокупности требований, установленных ч.4 ст.198 ЖК РФ, не ранее даты внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖилКомСервис» является законным и обоснованным.
Руководствуясь, ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Неманского судебного участка от 27 июня 2018 года в отношении ООО «ЖилКомСервис» по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области- без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Л.А. Марочкович