Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2015 ~ М-289/2015 от 30.07.2015

Дело № 2-306/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 сентября 2015 года      город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Храмых Е.А.,

Сагур М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области (далее - филиал № 1 УФО МО РФ) о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда.

В обоснование иска указал, что с <дата> по настоящее время осуществляет трудовую деятельность на техническом танкере «Амур» (далее ТХТН «Амур») в должности ***.

В период с <дата> по <дата> была проведена аттестация рабочих мест в войсковой части №... в том числе гражданского персонала ТХТН «Амур». Командиром войсковой части №... от <дата> издан приказ о частичном завершении аттестации рабочих мест, на основании которого также издан приказ №... об установлении льгот и компенсаций гражданскому персоналу. Приказ об установлении дополнительной компенсационной выплате за работу с вредными условиями труда в размере ***% от должностного оклада направлен на исполнение в филиал № 1 УФО МО РФ.

Вместе с тем, данный приказ командира войсковой части №... возвращен филиал № 1 УФО МО РФ без исполнения по тем основаниям, что не доказано фактическое время, проведенное с вредными условиями труда, в течение которого исполнял трудовые обязанности работник.

Истец считает, что ответчик филиал № 1 УФО МО РФ обязан пересчитать заработную плату с учетом доплат за работу с вредными условиями труда за период с <дата> по настоящее время.

Просит обязать филиал № 1 УФО МО РФ произвести оплату труда в соответствии с приказом командира восковой части №... от <дата> №... и от <дата> №... и с учетом индексации взыскать оплату труда - *** рублей *** копеек.

Истец ФИО1 извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика филиал № 1 УФО МО РФ, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку не доказано фактическое время, проведенное с вредными условиями труда, в течение которого исполнял трудовые обязанности работник. Указано на то, что заключение аттестационной комиссии по комплексной оценке условий труда основано на нормативных правовых актах, которые признаны утратившим силу ввиду введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Следовательно, на момент издания приказов командира войсковой части №... отсутствовали достаточные основания для подтверждения вредных условий труда каждого из работников. Кроме того, обращает внимание на то, что командиром восковой части №... не представлены локальные акты (коллективный договор) с утвержденным новым порядком оплаты труда, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255, которым установлен порядок формирование и использования годового фонда оплаты труда. На <дата> лимит денежных средств в счет оплаты труда отсутствует, бюджетный год завершен.

Ответчик - войсковая часть №..., извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В представленном отзыве на иск указал на обоснованность и законность заявленных требований.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

Изучив доводы истца и позиции представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, иных организациях Вооруженных сил РФ, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Судом установлено, ФИО1 состоит в трудовых отношениях с войсковой частью №... (ранее войсковая часть №...) на основании трудового договора от <дата> по настоящее время, принят на работу на суда атомного технологического обслуживания (АТО) на должность радиотехника (л.д. 31-35, 56-60).

На основании приказа начальника района базирования сил флота войсковой части №... от <дата> №... в связи с переформированием технического танкера «Амур», ФИО1 принят на должность *** технического танкера «Амур» (л.д.35).

Заключая трудовой договор, в пункте 8 работодатель обязался организовывать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда, техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату.

Согласно пунктам 12 и 14 трудового договора, истцу установлен режим 40 часовой рабочей недели и предоставлено право ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством. При этом, условиями трудового договора выплаты компенсационного характера за работу во вредных условиях труда не установлены.

Материалами дела подтверждено, что в период с <дата> по <дата> в войсковой части №... прошла аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой рабочее место истца аттестовано как рабочее место с вредными условиями труда.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2014 года) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2014 года) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В силу частей 1, 2 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительством Российской Федерации в порядке реализации предоставленных федеральным законодателем полномочий было принято Постановление № 870 от 20 ноября 2008 года «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (данный документ утратил силу с 11.08.2014).

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23 апреля 2014 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года № 583» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу). Данный документ начал действовать с 27 июля 2014 года.

Согласно пункту 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

В соответствии с пунктом 15 Положения, выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Согласно пункту 16 Положения, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (приложение № 1 к настоящему Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов. Должностной оклад (тарифная ставка) повышается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статьи 92, 117 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2014 года.

На основании части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в новой редакции) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 219 ТК РФ).

Таким образом, в соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций поставлен в зависимость от установленной по результатам специальной оценки условий труда степени вредности условий труда (в частности, сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда).

Ранее компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, независимо от степени вредности.

Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 января 2014 год, аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 апреля 2011 года №342н (далее по тексту - Порядок) и устанавливал требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Согласно пункту 8 Порядка повторная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

В силу части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской каждый работник имеет право, в том числе на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Судом установлено, что в соответствии с названным Порядком и на основании заключенного между Федеральным казенным учреждением «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и обществом с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» заключен государственный контракт от <дата> №... на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на рабочих местах войсковой части №... (приложение № к контракту), в том числе на рабочих местах ТХТН «Амур», работником которого является истец.

Проведение аттестации рабочих мест обусловлено принудительным исполнением решения Полярного районного суда Мурманской области от <дата> по гражданскому делу №....

Приказом командира войсковой части №... от <дата> №... была назначена аттестационная комиссия, утвержден план- график проведения аттестации рабочих мест, согласно которому период проведения работ по специальной оценке условий труда определен с <дата> по <дата>.

Однако в установленный приказом срок аттестация проведена не была.

<дата> командир войсковой части №... в связи с неполным внесением сведений по оценке условий труда и определения класса вредности при работах с источниками ионизирующего излучения в карты аттестации рабочих мест ТХТН «Амур», ТНТ-12, ПТБ-7 возвратил обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» указанные карты.

Исправленные карты аттестации рабочих мест по определению безопасности и вредных условий труда гражданского персонала подразделений войсковой части №... - ТХТН «Амур», ТНТ-12, ПТБ-7 направлены посредством экспресс- доставки <дата>.

На основании приказа командира войсковой части №... от <дата> №... «О частичном завершении аттестации рабочих мест по условиям труда гражданского персонала» завершена аттестация рабочих мест по условиям труда в отношении гражданского персонала подразделений войсковой части №... - ТХТН «Амур», ТНТ-12, ПТБ-7.

Приказом командира войсковой части №... от <дата> №... установлены гражданскому персоналу подразделений войсковой части №... - ТХТН «Амур», ТНТ-12, ПТБ-7 по частично завершенной аттестации льготы и выплаты компенсационного характера за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с установленным классом труда для каждого рабочего места с <дата>.

В соответствии с приказом войсковой части №... от <дата> №... установлены должностные оклады гражданскому персоналу, в том числе подразделения ТХТН «Амур», с учетом *** % надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

Оценивая требование истца о взыскании заработной платы с учетом установленной компенсационной выплаты в размере 12 % за работу во вредных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, суд приходит к выводу о том, что аттестация рабочих мест проведена работодателем - войсковой частью №... с нарушением установленной законом процедуры.

В соответствии со статьями 12, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 17 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекс Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 01 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда либо в силу иных правовых оснований (нормативных правовых актов бывшего СССР) установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.

Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагается ряд документов. Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Таким образом, датой окончания аттестации является дата издания данного приказа, а не срок, когда аттестующей организацией были осуществлены замеры вредных факторов воздействия и результаты оказанных услуг сданы работодателю. Ранее издания приказа результаты аттестации рабочего места не могли быть использованы работодателем для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Исследованными по делу доказательствами подтверждено, что аттестация рабочих мест истцов проводилась в <дата>, после начала действия федеральных законов, упразднивших аттестацию рабочих мест.

Фактически аттестация рабочих мест войсковой части №... не завершена, что подтверждено не оформленным (отсутствуют дата, подписи членов комиссии) протоколом заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и сводной ведомостью результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Отчет и результаты аттестации рабочих также не утверждены приказом командира войсковой части №....

Следовательно, результаты аттестации, утвержденные приказом командира войсковой части №... от <дата> №..., неправомерно использованы работодателем для установления объема гарантий и компенсаций истцам, в том числе установления надбавки компенсационного характера в связи с занятостью во вредных условиях труда.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Учитывая, что последняя аттестация рабочих мест проводилась в подразделении ТХТН «Амур» в <дата>, основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут являться лишь результаты проведения специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах.

При таком положении, исковое требование в части взыскания оплаты труда с учетом 12 % компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда, не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части №..., филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области о взыскании выплат компенсационного характера за работу с вредными и опасными условиями труда, отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      Е.А. Храмых

2-306/2015 ~ М-289/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Сергей Владимирович
Ответчики
Войсковая часть 77360-Д
филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Храмых Елена Александровна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
30.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2015Передача материалов судье
01.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2015Судебное заседание
29.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее