РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Самара 20декабря 2017г.
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.
при секретаре ЗотовойЛ.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2020/17 по административному исковому заявлению Руденко М.А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным,
УСТАНОВИЛ:
РуденкоМ.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать отказ Департамента градостроительства г.о.Самара №РД-1512 от 16.06.2017г. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления в установленный законом срок.
В ходе рассмотрения дела по существу в качестве заинтересованных лиц был привлечены филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца РуденкоМ.А. – ЗамятинаН.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования подержала и суду показал, что истец РуденкоМ.А. является собственником земельных участков площадью 60кв.м и 500кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.02.2016г. Границы земельных участков не были определены. Истец использует земельный участок под огород для выращивания овощных и садовых культур. При определении границ земельного участка у истца с владельцем смежного участка ФИО1 возникли разногласия по размеру площади земельного участка. Так как РуденкоМ.А. и ФИО1 являются владельцами частей одного жилого дома и для выполнения межевания межу ними было достигнуто соглашение на основании которого, они определили общую площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом и разделили участок поровну. Площадь каждого участка составила 612кв.м. Данная договоренность подтверждается схемой. ФИО1 в настоящее время свои права на земельный участок оформил, на основании решения Куйбышевского районного суда г.Самары и зарегистрировал в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. В 2012 году РуденкоМ.А. обращалась в Министерство имущественных отношений с заявлением о представлении земельного участка площадью 52кв.м. под огородничество бесплатно. Однако, на указанное обращение был получен отказ по тем основаниям, что земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре. 26.09.2013г. РуденкоМ.А. и ФИО1 подготовили обращение в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара о внесении изменений в Правила застройки и землепользования, в части касающейся изменения зонирования земельных участков с зоны Ж-3 на зону Ж-1. 04.12.2014года решением Думы г.о.Самара №488 внесены изменения в Приложение №3 «Карта правого зонирования г.Самары» к Правилам застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. №61 земельные участки расположены в зоне Ж-1. В 2014году РуденкоМ.А. вновь обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 52кв.м. в собственность за выкуп для использования под садоводство. Департамент на обращение РуденкоМ.А. дал ответ, что поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане не утверждена, то правовые основания для продолжения работы отсутствуют, разъяснив, что для реализации права на приобретение участка возможно в соответствии со ст.9.1 Закона о земле и в соответствии со ст.39.14 Земельного кодекса о порядке предоставления земельных участков. В мае 2017 г. РуденкоМ.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка путем перераспределения земельных участков. Департамент градостроительства г.о.Самара вынес Распоряжение №РД 1512 от 16.06.2017г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку данный земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными жилыми домами. РуденкоМ.А. категорически не согласна с выданным ей Распоряжением, поэтому обратилась в суд о признании отказа Департамента градостроительства г.о.Самара незаконным и просит суд обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение ее заявления.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара – КремневаА.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала и показала, что причиной принятия уполномоченным органом оспариваемого распоряжения от 16.06.2017 г. № РД-1512 послужило, то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы, а в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме. В данном конкретном случае образование земельного участка не допускается. Данная норма введена в целях обеспечения устойчивого развития территорий и предотвращений «точечной застройки». Перечень элементов планировочной структуры утвержден приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 г. № 171н и включает следующие элементы планировочной структуры: вал, зона (массив), квартал, месторождение, микрорайон, набережная, остров, парк, порт, район, сад, сквер, территория, территория садоводческих некоммерческих товариществ, территория огороднических некоммерческих товариществ, территория дачных некоммерческих товариществ, территория садоводческих потребительских кооперативов, территория огороднических потребительских кооперативов, территория дачных потребительских кооперативов, территория садоводческих некоммерческих партнерств, территория огороднических некоммерческих партнерств, территория дачных некоммерческих партнерств, территория товариществ собственников недвижимости, юрты. При этом здания и земельные участки, согласно указанному Перечню, являются элементами объектов адресации. Зона малоэтажных индивидуальных жилых домов, как самостоятельный элемент планировочной структуры, в указанном Перечне не поименована. Таким образом, элементом планировочной структуры в рассматриваемом случае является квартал, застроенный многоквартирными жилыми домами. Поскольку в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения спорного земельного участка приведет к нарушению требований ст. 11.3 ЗК РФ. Таким образом, распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика Администрации г.о.Самара, представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, причины неявки суду не сообщали.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218Кодекса административного судопроизводства РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться всудс требованиямиоб оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗКРФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.3 ст.11.7 ЗКРФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В силу п.п.2,3 ст.39.28 ЗКРФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п.1 ст.39.29 ЗК РФ).
Исходя из п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что РуденкоМ.А. является собственником земельных участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 500кв.м., кадастровый номер №, и <адрес>, площадью 60кв.м., кадастровый номер №.
23.05.2017г. РуденкоМ.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровыми номерами № и №.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 16.06.2017г. №РД-1512 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, РуденкоМ.А. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что по сведениям ИСОГД испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, и утверждение схемы расположения земельного участка приведет к нарушению положений ст.11.3 ЗКРФ.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом16 статьи11.10 ЗКРФ.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу пп.3 п.16 ст.11.10 ЗКРФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации).
Согласно ст.1, ст.37 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара и выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61. Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в ст.30 данных Правил.
Вместе с тем, согласно выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, земельный участок, площадью 612кв.м., расположенный в зоне Ж-1, территориально расположен в квартале, застроенном многоквартирными жилыми домами (зона Ж-3, зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей).
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, подтвержден выкопировкой ИСОГД, а также топографическим материалом.
В силу пункта, «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящих в состав ИСОГД г.о. Самара.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее — положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
В силу п.1.2, п.1.3 указанного Положения, автоматизированная ИСОГД – это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных РуденкоМ.А. координат поворотных точек, не имеется.
В силу пункта1 статьи11.3 ЗКРФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей11.10 настоящего Кодекса.
При этом в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗКРФ в редакции, действующей с 01.03.2015, которой правомерно руководствовался административный ответчик при принятии оспариваемого решения, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Таким образом, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка приведёт к нарушению положений действующего законодательства.
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 №738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" утверждены виды элементов планировочной структуры, которые включают в себя: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; улично-дорожная сеть.
Зона малоэтажных индивидуальных жилых домов, как самостоятельный элемент планировочной структуры, в указанном Перечне не поименована.
Поскольку, элементом планировочной структуры в рассматриваемом случае является квартал, застроенный многоквартирными жилыми домами, учитывая, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка приведет к нарушению требований ст.11.3 ЗКРФ.
Согласно п.2, п.3 ст.85 ЗКРФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Учитывая изложенное, формирование (образование) испрашиваемого земельного участка на данной территории противоречит требованиям законодательства.
При таки обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 16.06.2017г. №РД-1512 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемое распоряжение Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Руденко М.А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017г.
Судья Н.Н. Кузина