Дело № 2-6/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2012 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Криндаль Т.В..
с участием помощника прокурора Герасимова Д.А.,
представителя ответчика Рыженковой С.В.,
представителя третьего лица Дэка Э.В.,
при секретаре Винтер Г.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Каратузский ТВК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Каратузский ТВК» (далее по тексту Каратузский ТВК) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивировал тем, что Каратузский ТВК осуществляет водоснабжение населения с. <>. 18.10.2011г. специалистом Управления Роспотребнадзора по <> отобраны пробы воды из разводящей сети водопровода. По результатам лабораторных исследований установлено, что вода, полученная из кранов водоразборных рукавов на <> напротив дома № 12 и на <>, напротив дома № 35, не соответствует по органолептическим показателям гигиеническим нормативам, поскольку в данных образцах воды превышен показатель «мутность». Качество воды не соответствует требованиям п.3.2, 3.5, 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Кроме того, обнаружены и другие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. В частности, отсутствует согласованный с органами Роспотребнадзора проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения в с. <> (скважина), находящегося в пользовании ООО «Каратузский ТВК». Не установлена зона санитарной охраны в целях предупреждения загрязнения источника водопользования. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (подземных вод) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Указанные факты, по мнению прокурора, свидетельствуют о грубом нарушении прав граждан на благоприятную окружающую природную среду и охрану здоровья. Длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических нормативов увеличивает риск возникновения заболеваний у потребителей. Просил признать незаконным бездействие ООО «Каратузский ТВК» и обязать устранить нарушения путем установки необходимого оборудования и проведения иных мероприятий.
В судебном заседании прокурор Герасимов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика- ООО «Каратузский ТВК» Рыженкова С.В. (полномочия подтверждены доверенностью от <>) иск не признала, пояснив, что собственником водопровода в с. <> является ООО «С.». С 2009 г. данный водопровод передан в аренду ООО «Каратузский ТВК». С указанного времени ТВК оказывал услуги водоснабжения населения с. <>. Правоустанавливающих документов на источник водоснабжения- скважину, а также водопроводную сеть нет. 30 ноября 2011 г. между ООО «С.» и ООО «Каратузский ТВК» заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым из основного договора аренды исключен переданный на обслуживание водопровод в с. <>. Соглашение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 г. Соответственно, ТВК не обслуживает спорный водопровод, не взимает плату за водоснабжения с населения с. <> и не оказывает услугу по водоснабжению в данном населенном пункте. Кроме того, мероприятия, на выполнение которых указано в исковом заявлении, а именно, установление зоны санитарной охраны источника водоснабжение, составление и согласование с Управлением Роспотребнадзора проекта зоны санитарной охраны, возможно на стадии проекта размещения источника водоснабжения. Просила отказать в иске.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Роспотребнадзора по <>, а также общество с ограниченной ответственностью «Союз».
Представитель Управления Роспотребнадзора по <>, в судебное заседание не явился, обратившись с письменным ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом изложенного и мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Управления.
Представитель третьего лица- ООО «С.» Дэка Э.В. (полномочия подтверждены доверенностью от 07 апреля 2011 года) возражал против удовлетворения иска, сообщив, что ООО «С.» является собственником недвижимого имущества, приобретенного по итогам торгов, проведенных в ходе банкротства Каратузского МПП ЖКХ, в том числе водопроводной сети в с. <>. При этом правоустанавливающие документы на водопровод и земельный участок под источником водоснабжения, предприятию не переданы. Обязанность по обеспечению населения питьевой водой возложена на местную администрацию. Просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Как установлено судом, водоснабжение населения с. <> осуществляется из подземного источника (скважины), расположенного на окраине села, и далее, через уличную водопроводную сеть.
В ходе проверки, проведенной в период с 18 октября по 02 ноября 2011 г., Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <> 18 октября 2011 года, установлено, что вода, подающаяся населению через разводящую сеть (водозаборных кранов, водоразборных рукавов), расположенную в с. <>, напротив дома № 35 по <> и дома № 12 по <>, по санитарно-химическим (органолептическим)показателям не соответствует требованиям п. 3.2, п. 3.5, п. 3.1 Сан ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а также ч. 1, ч. 2 ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Кроме того, отсутствует проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения с. <> (скважина), находящегося в эксплуатации ООО «Каратузский ТВК» с заключением органов Роспотребнадзора, данная зона не установлено, что является нарушением требований п. 1.11, п. 1.6, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.4 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов. Собственником водопровода в с. <> является ООО «С.». При этом правоустанавливающие документы на данное имущество отсутствуют. С 01.07.2009 года ООО «Каратузский ТВК» осуществляло эксплуатацию водозаборного сооружения и водопровода системы водоснабжения в с. <>, на основании договора аренды недвижимого имущества, заключенного 01.07.2009 г. с ООО «С.». В силу п. 2.1 Договора арендатор (ТВК) обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт арендованного им имущества, нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества. Согласно спецификации к договору аренды от 01.07.2009 г., Каратузскому ТВК передан, в числе прочего имущества, водопровод протяженностью 7 км. и две водонапорные башни, расположенные в с. <>. Дополнительным соглашением № 3 от 30.11.2011 г. к договору аренды, из спецификации к основному договору аренды имущества, исключена часть объектов, переданных на обслуживание Каратузскому ТВК. Среди прочего имущества, исключен и водопровод, расположенный в с. <>. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно- эпидемиологического законодательства. В силу ст. 11 и 39 данного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьи 18 и 19 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения. При этом, обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарным правилам, возложена на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах. В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Согласно п. 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных положений действующего законодательства, обязанность по обеспечению надлежащего качества питьевой воды, может быть возложена только на организацию, осуществляющую эксплуатацию водопроводных систем. Между тем, судом установлено, что ООО «Каратузский ТВК» таковой организацией в данном случае не является, поскольку эксплуатацию водопроводной сети в с. <> не осуществляет, в связи с расторжением договора аренды в данной части. Услуги водоснабжения населению с. <> не оказывает. Кроме того, ответчик не является владельцем водопроводной сети и источника водоснабжения в указанном населенном пункте. Собственником данного имущества является ООО «С.». При указанных обстоятельствах оснований для возложения на ООО «Каратузский ТВК» обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства при оказании услуг по водоснабжению населения, по мнению суда не имеется, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Прокурору Каратузского района в удовлетворении исковых требований, предъявленных к обществу с ограниченной ответственностью «Каратузский ТВК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий