г/д 2-319/2016
Изготовлено 29.03.2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 28 марта 2016 года Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Тороповой Н.Н.,
при секретаре Груздевой Н.В.
с участием истца Долбиловой С.Г.
представителя ответчика Лыкова Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долбиловой С.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Верхнесалдинский металлургический завод» о взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Долбилова С.Г. обратилась в суд с иском о взыскании с ООО «Верхнесалдинский металлургический завод» денежной компенсации морального вреда в сумме <....>р. В обоснование заявленных требований указала, что с д.м.г. до 01.12.2015 она работала в ООО «Верхнесалдинский металлургический завод», уволена по сокращению штата. До настоящего времени ответчиком ей не выплачена заработная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, чем нарушены ее трудовые права.
В судебном заседании истец Долбилова С.Г. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду пояснила, что до настоящего времени задолженность по заработной плате ей не выплачена, Своими действиями работодатель нарушил ее право на своевременное получение заработной платы, тем самым, причиняя нравственные страдания. В настоящее время она находится на пенсии, не работает.
Представитель ответчика Лыков Г.В. исковые требования признал частично, просит снизить размер компенсации до <....>р.. Действительно, заработная плата истцу не погашена ввиду финансовых трудностей на предприятии.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Эти положения конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем, в частности, оплату и нормирование труда.
Статьи 3, 12, 32 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают запрещение дискриминации в сфере труда, в том числе, по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника; при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из материалов дела следует, что между ООО «ВСМЗ» с одной стороны и истцом Долбиловой С.Г. с другой, д.м.г. был заключен трудовой договор, по которому она была принята на работу в прокатный цех ООО «Верхнесалдинский металлургический завод» на должность лаборанта по физико-механическим испытаниям 4 разряда.
Приказом от 01.12.2015 № .... истец уволена с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (по сокращению штата), что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке истца и представителем ответчика не оспаривалось.
Из представленных в материалы дела справок следует, что ответчик имеет перед истцом задолженность по заработной плате за период октябрь- декабрь 2015 в сумме <....>р.
Положениями ст. ст. 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере.
Согласно положениям ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, о размерах и об основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При этом выплата денежных средств может подтверждаться в силу закона только допустимыми письменными доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При установлении факта наличия задолженности по выплате заработной платы суд исходит из размера заработной платы, указанного в справках, которые выданы работодателем и отвечают требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Таким образом, судом установлено, что за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года истцу была начислена, но не выплачена заработная плата в размере, указанном выше.
Согласно копии решения Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2015 - Общество с ограниченной ответственностью «Верхнесалдинский металлургический завод» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, в связи с чем 07.10.2015 внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Пунктом 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
По смыслу статей 61, 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, не утрачивает своей правоспособности.
Таким образом, в процессе ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданских правоотношений, при том обстоятельстве, что сама ликвидационная комиссия осуществляет полномочия законного представителя ликвидируемого юридического лица, которое является участником гражданских правоотношений до момента завершения процесса ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.В материалах дела не содержится сведений о проведении окончательной стадии ликвидации, а именно исключении ООО «Верхнесалдинский металлургический завод» из реестра юридических лиц. В судебном заседании установлено, что в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Верхнесалдинский металлургический завод» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, утвержден конкурсный управляющий, процедура продлена на 6 месяцев.
В силу ч. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Согласно ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Требования о компенсации морального вреда вследствие нарушения прав работника являются производными и вытекают из трудовых споров, что исключает возможность отнесения таких споров к ведению арбитражных судов, в том числе, и при рассмотрении дел о банкротстве.
Данный вывод подтверждается положением абзаца второго п. 11 ст. 16 Закона о банкротстве, содержащем норму о том, что трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
Таким образом, в случае введения арбитражным судом по делу о банкротстве конкурсного производства в отношении работодателя дела по требованиям работников о взыскании заработной платы, в том числе, компенсации морального вреда, с такого работодателя относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве, денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
В ходе конкурсного производства производится удовлетворение требований кредиторов ответчика в установленной законом очередности (ст. 134 Закона о банкротстве). Так, требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности (п. п. 1, 2 ст. 134).
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. По смыслу указанной нормы в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, то есть не требует дополнительного доказывания.
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 63 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие необоснованной задержки выплаты заработной платы.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац 3 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2).
Форма вины работодателя в причинении работнику морального вреда значения не имеет. Вместе с тем суд должен учитывать степень вины работодателя. Кроме того, обязательному учету подлежат и такие заслуживающие внимания обстоятельства, как объем и характер причиненных работнику нравственных или физических страданий, а также степень этих страданий, которая оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего (работника) и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Факт причинения истцу неправомерными действиями ответчика, не выплатившего в установленные трудовым договором и законом сроки причитающееся денежное вознаграждение за труд, нарушили конституционное право истца на получение достойного заработка за труд. Переживания истца по поводу неполучения своевременно заработной платы, длительного нарушения ее трудовых прав, несомненно, причинили ей нравственные страдания.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из конкретных обстоятельств нарушения трудовых прав истцов, длительности нарушения ее права, формы вины работодателя, пенсионного возраста истца, от которого зависит степень нравственных страданий, а также требований разумности, справедливости и соразмерности, находит необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <....>р..
При этом суд учитывает, что невыплата заработной платы связана с банкротством предприятия, отсутствием денежных средств на расчетном счете ответчика.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой каждый из истцов при подаче иска был освобожден, то есть в размере <....>р.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - <....>░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <....>░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.