Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3047/2021 ~ М-2654/2021 от 28.10.2021

Дело № 2-3047/2021

УИД 24RS0024-01-2021-005426-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года         г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Смирновой М.М.,

при секретаре Шохиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах А. Е. А. к АО «Губернские аптеки», Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор в интересах А. Е.А. обратился в суд с иском к АО «Губернские аптеки», Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что А. Е.А. является федеральным льготополучателем, в соответствии с имеющимся у неё заболеванием. 04.08.2021г. ей выписан рецепт серия 04-21 на лекарственный препарат Анастрозол таб.п.п.о 1 мг . 11.08.2021г. А. Е.А. обратилась в АО «Губернские аптеки» ЦРА аптеку 244 по адресу: <адрес>, однако в выдаче лекарства ей отказали, сославшись на его отсутствие, и рецепт поставили на отсроченное обслуживание. Жизненно необходимое лекарство А. Е.А. получила только 07.09.2021г., чем было нарушено право А. Е.А. на бесплатное получение льготного лекарства в установленный срок- до 24.08.2021г. включительно, в связи с длительным необеспечением лекарством ответчик нанес ей нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу поиска иного места приобретения лекарства, финансовых средств на данное лекарство, которое ей жизненно необходимо, возможного ухудшения состояния здоровья. Канский межрайонный прокурор просит взыскать в солидарном порядке с АО «Губернские аптеки», Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу А. Е.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Канского межрайонного прокурора Филь А.А. исковые требования в интересах А. Е.А. поддержала, суду пояснила, что поскольку А. Е.А. по бесплатному рецепту обеспечена жизненного необходимым лекарственным средством спустя длительное время, настаивала на взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.

Материальный истец А. Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв на иск, согласно которому организацией, обеспечивающей лекарственными препаратами льготополучателей является Министерство здравоохранения Красноярского края. На основании заключенных с Министерством здравоохранения Красноярского края контрактов АО «Губернские аптеки» являются уполномоченным складом, прав на закупаемые Министерством здравоохранения лекарственные средства не приобретает. АО «Губернские аптеки» принимает закупленные Министерством лекарства на хранение, отдает их на точку отпуска (аптека) и выдает по рецепту получателю лекарственный препарат, закупленный Министерством (услуга медицинского склада). В случае, если Министерство здравоохранения не может закупить по каким-то причинам конкретное лекарство, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ АО «Губернские аптеки» по распоряжению Министерства здравоохранения может произвести закуп лекарств за счет выделенных субсидий на приобретение лекарственных препаратов при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье, и при этом аптека также является уполномоченным складом. До обращения А. Е.А. ДД.ММ.ГГГГ в аптеку с рецептом, от Министерства здравоохранения 04 августа поступило распоряжение о проведении мероприятий по закупу лекарственного препарата «Анастрозол» за счет субсидий. Закуп товара произведен в минимальный срок и ДД.ММ.ГГГГг. льготополучатель обеспечена лекарственным препаратом по рецепту от 04.08.2021г. АО «Губернские аптеки» приняты все меры для обеспечения лекарственными препаратами за счет субсидий. Вместе с тем, на дату обращения с письмом 04.08.2021г. на отложенном спросе уже находилось 83 рецепта на 87 упаковок лекарственного препарата «Анастрозол», на дату обращения льготополучателя – 11.04.20211г. на отложенном спросе находился 221 рецепт на 224 упаковки данного препарата, что свидетельствует о несвоевременном закупе и организации обеспечения препаратом Министерством здравоохранения Красноярского края. В связи с чем, вина АО «Губернские аптеки» отсутствует, и поскольку они не обладают самостоятельностью по приобретению лекарственных препаратов для дальнейшего обеспечения льготополучателей, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда необходимо отказать.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя а также отзыв на иск, согласно которому просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку министерством приняты меры в целях обеспечения пациента лекарственными препаратами, государственные контракты на поставку лекарственного препарата «Анастрозол» были заключены 08.10.2020г. (за счет средств федерального бюджета) и 23.09.2020г. (за счет средств краевого бюджета). Но поскольку в течение года фактическое назначение препарата превысило плановую заявку медицинских организаций, приобретенного министерством количества оказалось недостаточно. В соответствии с условиямип.3.3.6 Договора о предоставлении субсидий от 25.11.2020г. АО «Губернские аптеки» осуществляют закуп товара за счет субсидии при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье в случае получения от Министерства уведомления. До обращения истца А. Е.А. в аптеку, 04.08.2021г. Министерство предложило АО «Губернские аптеки» продолжить закуп лекарственных препаратов за счет общества с гарантией последующего возмещения затрат министерством, в том числе лекарственный препарата «Анастрозол» в количестве 4300 упаковок. Невозможность приобретения препарата через заключение контракта связана с отсутствием средств федерального бюджета. Крайний срок обеспечения лекарством по рецепту от 04.08.2021г. – (10 рабочих дней) – 25.08.2021г., пациенту препарат выдан 07.09.2021г., при этом это единственное нарушение за год в части обеспечения лекарственным препаратом А. Е.А. Истцом не доказан факт причинения нравственных страданий и размер компенсации морального вреда. При наличии действующего договора о предоставлении субсидии АО «Губернские аптеки» обладают возможностью и должны в установленные сроки обеспечивать лекарственными препаратами, что следует из п.3.3.6 Договора. Министерство уведомило АО «Губернские аптеки» о невозможности оперативной закупки и в дальнейшем не могло повлиять на сроки обеспечения пациента лекарственным препаратом, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Красноярского края.

Суд учитывает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав, полагает с учетом мнения участвующих в деле лиц и заявленных ходатайств возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, интересы которого представляет в силу закона Канский межрайонный прокурор, а также представителей ответчиков Министерства здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки».

Суд, заслушав представителя процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу п.п.1, 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в случаях их замены по жизненным показаниям. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в число которых включен препарат «Анастрозол». Также указанный препарат включен в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно Указа Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. №272-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. -п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.

Согласно Положению о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 31-п, к компетенции министерства относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.п. 3.25, 3.27).

Как установлено в судебном заседании А. Е.А., 08.10.1970г. рождения, является инвалидом и федеральным льготополучателем, в соответствии с имеющимся у нее заболеванием, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

04.08.2021г. А. Е.А. врачом КГБУЗ «Канская межрайонная больница» поликлиника был выписан рецепт 04-21 на бесплатное получение лекарственного препарата «Анастрозол» таб.п.п.о 1мг ».

11.08.2021г. А. Е.А. обратилась в АО «Губернские аптеки» ЦРА аптеку 244 по адресу: <адрес>, однако в выдаче лекарства ей отказали в связи с его отсутствием, рецепт поставили на отсроченное обслуживание.

В нарушение п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утв. Приказом Минздрава РФ 11.07.2017г. №403н, по истечении 10 рабочих дней (истечение срока 25.08.2021г.) А. Е.А. лекарственным препаратом по рецепту обеспечена только ДД.ММ.ГГГГ по выписанному ей рецепту 04-21 49112367 от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.

Между министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключены государственные контракты в целях обеспечения пациентов льготными лекарственными препаратами с международным непатентованным наименованием «Анастрозол»: от 08.10.2020г. (за счет средств федерального бюджета) и от 23.09.2020г. (за счет средств краевого бюджета), в рамках которых на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в пунктах отпуска товара.

Кроме того, в целях организации обеспечения в 2021 году отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями согласно постановлению Правительства министерством здравоохранения Красноярского края был заключен договор от 25.11.2020г. с АО «Губернские аптеки» о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости, согласно которому АО «Губернские аптеки» обязуется осуществлять отпуск товара по льготным рецептам в счет субсидий при отсутствии товара, закупленного министерством по государственным контрактам, или невозможности его оперативной закупки министерством по государственным контрактам (при возникновении внепланового спроса) для своевременного обеспечения отдельных категорий граждан, закуп осуществляется АО «Губернские аптеки» за счет субсидии при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье в случае получения от Министерства уведомления об указанных обстоятельствах.

Согласно реестру отложенного спроса на 04.08.2021г. на отсроченном обслуживании находилось 83 рецепта на 87 упаковок лекарственного препарата «Анастрозол», на 11.08.2021г. на отсроченном обслуживании находился 221 рецепт на 224 упаковки указанного лекарственного препарата.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Красноярского края обратилось к АО «Губернские аптеки» с письмом о перераспределении средств краевого бюджета на предоставление субсидии из краевого бюджета в целях возмещения аптечным организациям недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно (увеличение субсидии на 95 000 000 руб.), в связи с чем, предложено продолжить закуп лекарственных препаратов (в том числе Анастрозол) за счет средств общества с гарантией последующего возмещения затрат министерством в соответствии с условиями договора от 25.11.2020г.

На основании данного письма АО «Губернские аптеки» были проведены мероприятия по закупу лекарственного препарата «Анастрозол» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: 05.08.2021г. размещено извещение на официальном сайте «ЕИС закупки» о проведении закупки, 17.08.2021г. подведены итоги закупочной процедуры, 19.08.2021г. заключен договор с поставщиком со сроком поставки 14 дней с даты согласования заявки поставщиком (20.08.2021г.), 02.09.2021г. поступление лекарственного препарата на аптечный склад г.Красноярск, 07.09.2021г. лекарственный препарат поступил на склад ЦРА и льготополучатель уведомлен о поступлении препарата и получил лекарственный препарат.

При отсутствии товара, закупленного министерством по государственным контрактам, после получения уведомления минздрава от 04.09.2021г. о перераспределении бюджетных средств, в связи с чем, на 95 млн. руб. увеличилась субсидия на обеспечение лекарственными препаратами льготополучателей по бесплатным рецептам, и предложении произвести закуп лекарственных препаратов с гарантией возмещения затрат, АО «Губернские аптеки» в минимальные сроки организовало проведение закупки.

При этом на момент направления уведомления с предложением произвести закуп в соответствии с п.3.3.6 Договора о предоставлении субсидии из средств краевого бюджета от 25.101.2020г. на отсроченном обслуживании находилось уже 83 рецепта на препарат Анастрозол, а на момент постановки рецепта А. Е.А. на отсроченное обслуживание количество необеспеченных рецептов составило уже 221 рецепт.

Таким образом, именно министерство здравоохранения Красноярского края не организовало надлежащим образом закуп лекарственных препаратов и организацию обеспечения льготополучателя лекарственным препаратом, учитывая, что такие надлежащие меры должны приниматься министерством здравоохранения до отложенного спроса, а не после того, как он образовался, кроме того у министерства здравоохранения имеется доступ в автоматизированную систему, в которую в режиме реального времени вносятся рецепты, поставленные на отсроченное обслуживание. АО «Губернские аптеки» не обладает государственными полномочиями и бюджетными средствами для самостоятельного закупа лекарственных препаратов для обеспечения льготополучаетелей, в отсутствие субсидирования на эти цели из средств бюджета и без соответствующего уведомления о необходимости проведения закупа, общество не может провести мероприятия по закупке. АО «Губернские аптеки» не имело возможности обеспечить льготополучателя А. Е.А. лекарственным препаратом в связи с его отсутствием, при этом обществом приняты меры об организации закупки в соответствии с условиями Договора от 25.11.2020г. после гарантии выделения дополнительно субсидии в максимально короткие сроки. Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований к АО «Губернские аптеки» не установлены.

Учитывая, что А. Е.А., имеющей право на бесплатное обеспечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Анастрозол», принимая во внимание, что обеспечение пациента указанным препаратом в соответствии с предоставленными государством гарантиями осуществлено только 07.09.2021г. по рецепту от 04.08.2021г., суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно лекарственным препаратом.

Доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края о том, что количество фактически назначенных пациентам лекарственных препаратов превысило плановую заявку медицинских организаций, в связи с чем, приобретенного по государственным контрактам количества оказалось недостаточно, не являются основанием для освобождения минздрава от своей обязанности обеспечить льготополучателя лекарственным препаратом по рецепту бесплатно. Соблюдение установленного законом порядка подготовки мероприятий по закупу лекарственных препаратов является обязанностью министерства здравоохранения Красноярского края по обеспечению граждан лекарствами, у ответчика в установленном законом порядке имелась возможность организовать закупку необходимого лекарства в необходимом количестве заранее, с учетом того факта, что препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также с учетом того, что на ДД.ММ.ГГГГг. (до обращения истца в аптеку) уже возник значительный отложенный спрос на препарат «Анастрозол».

Разрешая исковые требования прокурора в интересах инвалида А. Е.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей в связи с нарушением права инвалида на бесплатное получение льготного лекарства, чем истцу причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям, переживаниях по поводу поиска иного места приобретения лекарства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Красноярского края не принято надлежащих мер к организации обеспечения инвалида А. Е.А. лекарственным препаратом «Анастрозол», необеспечение лекарством в установленный законом срок (обеспечена спустя 13 дней после истечения срока отсроченного обслуживания рецепта от 04.08.2021г.), необходимого ей по жизненным показаниям, в связи с чем, истцу причинены нравственные страдания, которые с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий А. Е.А., обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ей гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, переживания истца по поводу поиска лекарственного препарата, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 1000 рублей, подлежащих взысканию с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.

Доводы ответчика о том, что несвоевременное обеспечение пациента лекарственным препаратом по рецепту вызвано объективными причинами – недостаточностью средств у министерства, не являются основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку отсутствие финансирования не является основанием для освобождения органа власти от выполнения возложенных законом обязанностей.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Министерства здравоохранения Красноярского края не подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

2-3047/2021 ~ М-2654/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Александрова Елена Александровна
Канская межрайонная прокуратура
Ответчики
АО "Губернские аптеки" ЦРА (филиал № 11 аптека 244)
Министерство здравоохранения Красноярского края
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Смирнова Марина Михайловна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее