Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-543/2012
«17» апреля 2012года Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н.
при секретаре Хохряковой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Черногорска в интересах Шириняна А.Г. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Шириняна А.Г. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, расположенного в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17 кв.м., отвечающего санитарным и техническим нормам, указывая на то, что право Ширинян А.Г., как лица оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано.
В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. исковые требования поддержала, в обоснование приведя изложенные в заявлении доводы. Просит обязать Администрацию города Черногорска предоставить Шириняну А.Г. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.
Представитель Администрации г. Черногорска Луферчик Ю.А. действующий на основании доверенности от 31.01.2011г., не оспаривая правовой статус Шириняна А.Г.- как лица, оставшегося без попечения родителей и отсутствие у Шириняна А.Г. закрепленного за ним жилого помещения, просит в иске прокурору г. Черногорска в интересах Шириняна А.Г. о выделении ему жилья отказать ввиду отсутствия в бюджете г.Черногорска на 2012г. в необходимом объеме субвенций на приобретение жилья, в связи с чем обязанность у Администрации г. Черногорска на предоставление Шириняну А.Г. жилья не наступила. Кроме того обеспечение жильем лиц, имеющих правовой статус лицо, оставшееся без попечения родителей (либо сирота) осуществляется согласно очередности, в зависимости от времени постановки на учет. При этом очередь Ширинян А.Г. в сводном списке указанных лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, значится под №158. Таким образом, изменение порядка очередности предоставления Шириняну А.Г. жилья, ущемляет права других детей, оставшихся без попечения родителей и детей -сирот, которые не обратились в суд.
Ширинян А.Г., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в суд не явились.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика - Администрации г. Черногорска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм.
В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.
В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с Пунктом 1 решения Черногорского городского Совета депутатов № 96 от 11.12.2008 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 17 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд с данными требованиями в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных прав обеспечения права на жилище.
В соответствии со свидетельством о рождении Ширинян А.Г. родился 18.07.1992года, актовая запись о рождении №106 от 03.08.1992г., его матерью является Ширинян Н.М., отцом Ширинян Г.Г.
Материалами дела установлено, что Ширинян А.Г. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать – Ширинян Н.М., 02.03.1969 г.р. решением Черногорского городского суда от 10.03.2004 года в отношении сына – Ширинян А.Г., 18.07.1992г. рождения лишена родительских прав, отец – Ширинян Г.Г., 12.11.1966 г.р. решением Черногорского городского суда от 03.03.2005 года признан безвестно отсутствующим.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 28.05.2004г. № 1989 Ширинян А.Г. определен в государственное учреждение.
На основании постановления Администрации г.Черногорска № 1565 от 27.04.2004г. Ширинян М.Г. включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений.
Исходя из диплома ФБО НПО «ПУ-302» п. Усть-Абакан, решением государственной аттестационной комиссии от 02.10.2009г. Ширинян А.Г. присвоена квалификация 3 разряда по профессии «фрезеровщик».
Установлено, что Ширинян А.Г. права на объекты недвижимого имущества не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма, либо по иным основаниям в установленном законом порядке не приобрел, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Шириняну А.Г. жилье по договору социального найма не представлено.
В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от 07.03.2012г. Ширинян А.Г. с 27.04.2004г. состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за № 158.
Таким образом, Ширинян А.Г. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди, до настоящего времени не реализовал.
Ссылка представителя ответчика о необоснованности требований истца, ввиду нарушения порядка предоставления жилья детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, в связи с ущемлением прав друг пользующихся внеочередным правом на получение жилья несостоятельна, поскольку реализация права лиц, в чьих интересах обратился в суд с исками прокурор г. Черногорска, не зависит от реализации прав на обеспечение жильем других детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации г.Черногорска обязанности предоставить жилье Шириняну А.Г., ввиду отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств на приобретение жилья необоснованны, поскольку реализация права лиц, оставшихся без попечения родителей и сирот на обеспечение их жильем вне очереди, не может находиться в зависимости от обеспечения обязательств субъектов Российской Федерации и других образований на осуществление соответствующих полномочий.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Шириняна А.Г. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 17кв.м., в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Шириняну А.Г. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 17░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.04.2012░. ░░░░░: