Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-27/2022 (3а-315/2021;) ~ М-258/2021 от 20.12.2021

Дело № 3а-27/2022

70OS0000-01-2021-000271-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2022 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Маслюковой М.Н.,

помощнике судьи Ш.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Ларионова Александра Юрьевича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости,

установил:

Ларионов А.Ю. в лице представителя Осипова А.В. обратился в Томский областной суд с административным иском к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области об установлении (с учетом уточнений) по состоянию на 1 января 2019г. кадастровой стоимости

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 5930000 рублей;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости 9890000рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых (32467934 рублей 84 копеек и 25548329 рублей 08 копеек, соответственно) значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке (5930000 рублей и 9890000 рублей, соответственно), что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением судьи от 21 декабря 2021г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.

Определением судьи от 14 января 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ларионов Ю.А.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по Томской области и заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской областизаявили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменных отзывах на административный иск представители административных ответчиков Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, ОГБУ «ТОЦИК», заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской областирешение по административному делу оставили на усмотрение суда.

Административный ответчик Управление Росреестра по Томской области, заинтересованные лица муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Ларионов Ю.А. письменные отзывы на административный иск не представили.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца и его представителя, административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (часть 3); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

Судом установлено, что с 26 октября 2020г. по 15 декабря 2021г. административный истец являлся собственником нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/. На дату утверждения кадастровой стоимости (на 1 января 2019г.) собственником спорного объекта недвижимости являлся Ларионов Ю.А., с 15декабря 2021г по настоящее время собственником спорного объекта недвижимости вновь является ЛарионовЮ.А.

С 25 сентября 2020г. по 21 декабря 2021г. административный истец являлся собственником нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/. На дату утверждения кадастровой стоимости (на 1 января 2019г.) собственником спорного объекта недвижимости является ЛарионовЮ.А., с 21декабря 2021г по настоящее время собственником спорного объекта недвижимости вновь является ЛарионовЮ.А.

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», утверждена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в следующих размерах:

нежилых помещений с кадастровым номером /__/- 32467934рублей 84 копейки (пункт 300639 приложения);

нежилых помещений с кадастровым номером /__/- 25548329рублей 08 копеек (пункт 300630 приложения).

Акт об утверждении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений не составлялся.

Сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений внесены в ЕГРН 22января 2020г.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих– на расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (пункт 1); в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац четвертый пункта 2).

Законом Томской области от 13 ноября 2018г. №125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020г. (статья 1).

При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами /__/ и /__/ в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуются с приведенными выше положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016г. №237-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ к заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет №745/8-А/2021 от 19 ноября 2021г., согласно которому по состоянию на 1января 2019г. рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером /__/ составляет 5930000 рублей; нежилых помещений с кадастровым номером /__/ - 989000 рублей.

Данный отчет отвечает требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015г. №299; представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно формы отчета и его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами /__/ и /__/ может быть установлена на 1января 2019г. в размере их рыночной стоимости, составляющей 5930000 рублей и 989000 рублей, соответственно.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 19 декабря 2021г.

Доводы представителя административного истца о том, что ОГБУ «ТОЦИК» является ненадлежащим административным ответчиком по данному административному иску, заслуживают внимания по следующим основаниям.

Как указано выше, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости утверждена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41; ОГБУ «ТОЦИК» акт об установлении кадастровой стоимости не составлялся.

В связи с этим в удовлетворении административного иска к ОГБУ «ТОЦИК» следует отказать.

В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1); этот орган наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2).

На территории Томской области в соответствии с Федеральным законом от 3июля 2016г. №237-ФЗ и пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Устава ОГБУ «ТОЦИК», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 декабря 2017г. №974, полномочия по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляет ОГБУ «ТОЦИК».

С учетом изложенного ОГБУ «ТОЦИК» подлежало привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Ларионова Александра Юрьевича удовлетворить:

установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости - 5930000 (пять миллионов девятьсот тридцать тысяч) рублей;

нежилых помещений с кадастровым номером /__/ площадью /__/.м, расположенных по адресу: /__/, в размере их рыночной стоимости - 9890000(девять миллионов восемьсот девяносто тысяч) рублей.

датой подачи заявления считать 19 декабря 2021г.;

указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

в удовлетворении административного иска к областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» отказать;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий

3а-27/2022 (3а-315/2021;) ~ М-258/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ларионов Александр Юрьевич
Ответчики
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Управление Росреестра по Томской области
ОГБУ "ТОЦИК"
Другие
Ларионов Юрий Александрович
ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области
МО "Город Томск" в лице администрации Города Томска
Суд
Томский областной суд
Судья
Петровский Максим Васильевич
Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация административного искового заявления
20.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Подготовка дела (собеседование)
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2022Дело оформлено
19.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее