дело №а-673/2023
73RS0003-01-2022-004264-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 г. г.Ульяновск
председательствующего судьи Веретенниковой Е.Ю..,
при секретаре Дорофеевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мингачеву Альберту Рашидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
УНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мингачеву А.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области (административный истец) состоит Мингачев А.Р. (административный ответчик), который является адвокатом. Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ (Далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. У административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам в сумме 43 350, 60 руб. в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 722, 02 руб. за 2019 г., пени- 0, 65 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1727, 60 руб. за 2020 г., пени- 3,17 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. за 2021 г., пени- 18,39 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 г. в сумме 8 429 руб., пени - 4, 77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога, пени, налоговый орган выставил требование об уплате налога, пени, штрафа. Однако, до настоящего времени задолженность ответчиком не оплачена. Руководствуясь ст. ст. 23,48 НК РФ, ст.1, ст. 286, 291 КАС РФ, просит суд взыскать с Мингачева А.Р. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженность по страховым взносам в сумме 43 350, 60 руб. в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 722, 02 руб. за 2019 г., пени- 0, 65 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1727, 60 руб. за 2020 г., пени- 3,17 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. за 2021 г., пени- 18,39 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 г. в сумме 8 429 руб., пени - 4, 77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя УФНС России по Ульяновской области.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статей 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Из статьи 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2017 г. Федерального закона от 03.07.2016 № 240-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года налоговым органам передаются полномочия по администрированию страховых взносов.
В силу положений п.п. 1 п.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых в пользу физических лиц.
В силу ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ после получения свидетельства о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель становится субъектом обязательного пенсионного страхования и у него возникают права и обязанности, установленные законом.
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированных платежей, минимальный размер которых установлен законодательством.
В соответствии с пп. 1, пп.2 п. 1 ст. 430 Кодекса индивидуальные предприниматели (не работодатели) обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.
Согласно части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов… в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (часть 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (часть 3). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 4).
Взыскание страховых взносов и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (в предыдущей редакции, до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 N 374-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела Мингачев А.Р. (не является индивидуальным предпринимателем (адвокат)) стоит на налоговому учете в УФНС России по Ульяновской области.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетный период 2020, 2021 г., 34 445 руб. – за расчетный период 2022 г., 36 723 руб. – за расчетный период 2023 г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 руб. за расчетный период 2020, 2021 г., 8 766 руб. – за расчетный период 2022 г., 9 119 руб. – за расчетный период 2023 г.
Страховые взносы на ОПС за 2019 г. начисленные с установленной суммы дохода за год в размере 1% от суммы превышающей 300 000 руб. в сумме 722, 02 руб. по настоящее время не оплачены.
Страховые взносы на ОПС за 2020 г. начисленные с установленной суммы дохода за год в размере 1% от суммы превышающей 300 000 руб. в сумме 1 727, 60 руб. по настоящее время не оплачены.
Таким образом, в связи с неуплатой страховых взносов в установленном законом порядке у Мингачева А.Р. образовалась задолженность по уплате страховых взносов и пени в сумме 43 350, 60 руб. в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 722, 02 руб. за 2019 г., пени- 0, 65 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1727, 60 руб. за 2020 г., пени- 3,17 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. за 2021 г., пени- 18,39 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 г. в сумме 8 429 руб., пени - 4, 77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговый орган в адрес административного ответчика выставил требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, срок для добровольной оплату был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, срок для добровольной оплату был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, срок для добровольной оплату был установлен до ДД.ММ.ГГГГ Однако в установленный срок, задолженность административным ответчиком оплачена не была.
Поскольку указанные в требованиях страховые взносы и пени по ним Мингачевым А.Р. оплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №2 по Ульяновской области в срок, установленный ч.2 ст. 48 НК РФ, обратилась к мировому судье судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мингачева А.Р. задолженности по страховым взносам и пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен соответствующий судебный приказ, который ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступившими от Мингачева А.Р. возражениями относительно его исполнения.
Административное исковое заявление к Мингачеву А.Р. о взыскании страховых взносов и пени поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный ч.3 ст. 48 НК РФ.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, о том, что административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, с Мингачева А.Р. подлежит взысканию задолженность по уплате страховых взносов и пени в сумме 43 350, 60 руб. в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 722, 02 руб. за 2019 г., пени- 0, 65 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1727, 60 руб. за 2020 г., пени- 3,17 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. за 2021 г., пени- 18,39 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 г. в сумме 8 429 руб., пени - 4, 77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств отсутствия задолженности по уплате страховых взносов и пени в указанном размере.
Сведений об уплате задолженности по страховым взносам за 2019-2022 г. административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину в сумме 1 500 руб. 52 коп.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мингачеву Альберту Рашидовичу о взыскании страховых взносов и пени удовлетворить.
Взыскать с Мингачева Альберта Рашидовича, <данные изъяты>) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по уплате страховых взносов и пени в сумме 43 350, 60 руб. в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 722, 02 руб. за 2019 г., пени- 0, 65 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 1727, 60 руб. за 2020 г., пени- 3,17 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 32 448 руб. за 2021 г., пени- 18,39 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 г. в сумме 8 429 руб., пени - 4, 77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Мингачева Альберта Рашидовича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 52 коп.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Веретенникова
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2023 г.