Решение по делу № 3а-66/2019 от 09.10.2019

Дело № 3а-66/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2019 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кутлановой Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авьюсова В.А. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Авьюсов В.А. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником здания склада, который расположен по адресу: <Данные изъяты>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство гаражей, которым административный истец владеет на праве аренды. Авьюсов В.А., будучи собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, и имея исключительное право на приобретение этого участка в собственность или в аренду в силу прямого указания статьи 39.20 ЗК РФ, вправе обратиться в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость данного участка составляет <Данные изъяты> рублей. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, он обратился к независимому оценщику ФИО1 с целью проведения оценки рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка составляет <Данные изъяты> рублей. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет увеличение выкупной стоимости земельного участка. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство гаражей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 октября 2014 года - <Данные изъяты> рублей.

В судебное заседание Авьюсов В.А. не явился, представитель административного истца Глебов С.М. заявленные требования поддержал.

Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Администрации г. Элисты в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 мая 2019 года Авьюсов В.А. является собственником нежилого здания, наименование гараж, общей площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>. Номер и дата государственной регистрации права - <Данные изъяты> 28 мая 2019 года.

Согласно материалам дела 14 февраля 2019 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Авьюсовым В.А. заключен договор № <Данные изъяты> аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Элисты, площадью <Данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, предназначенного под строительство гаражей, однократно для завершения строительства. Стороны настоящего договора пришли к соглашению о расторжении с 22 декабря 2018 года договора аренды земельного участка, находящегося на территории г. Элисты Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года № <Данные изъяты>. Срок аренды участка устанавливается с 23 декабря 2018 года по 22 ноября 2019 года.

Согласно пункту 3.1. договора, Арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы земельного участка (Приложение 1).

Из расчета размера годовой арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> следует, что размер арендной платы за земельный участок определен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года № 15, и исчисляется из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 сентября 2019 года подтверждается, что Авьюсов В.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, площадью <Данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: хранение автотранспорта.

Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518, составляет <Данные изъяты> рублей, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 сентября 2019 года. Дата определения кадастровой стоимости - 17 октября 2014 года. Дата утверждения кадастровой стоимости - 17 октября 2014 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 28 сентября 2016 года.

Административный истец, являясь арендатором земельного участка, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к оценщику с целью проведения оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчёту № <Данные изъяты> от 27 сентября 2019 года, составленному индивидуальным предпринимателем ФИО1 (включен в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 7 июля 2008 года под регистрационным № <Данные изъяты>, свидетельство № <Данные изъяты> от 25 мая 2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью <Данные изъяты> кв.м., без учета стоимости находящихся на нем строений и сооружений, по состоянию на 17 октября 2014 года составляет <Данные изъяты> рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Изучив представленный истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу об его достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

При определении рыночной стоимости земельного участка сравнительным подходом оценщик применил метод сравнения продаж.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным.

Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете об оценке итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Учитывая изложенное, суд признает заявленное Авьюсовым В.А. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> по состоянию на 17 октября 2014 года, равной <Данные изъяты> рублям, подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Авьюсов В.А. обратился в Верховный суд Республики Калмыкия 9 октября 2019 года.

Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

исковые требования Авьюсова В.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью <Данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: хранение автотранспорта, расположенного по адресу: <Данные изъяты>, в размере рыночной стоимости - <Данные изъяты> (<Данные изъяты>) рублей по состоянию на 17 октября 2014 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 9 октября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.М.Кутланова

3а-66/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Авьюсов Владимир Аркадьевич
Ответчики
Правительство Республики Калмыкия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия
Другие
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра " по Республике Калмыкия
Глебов Сергей Михайлович
Администрация города Элисты
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Дело оформлено
12.12.2019Дело передано в архив
23.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее