РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара 27 июля 2021 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
с участием административного истца Малова В.А.,
представителя административного ответчика Никитина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1107/2021 по административному иску Малова В.А. к призывной комиссии Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ
Малов В.А. обратился в суд с названным административным иском к призывной комиссии Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат по Самарской области» о признании решения призывной комиссии незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он страдает заболеванием «Хроническая экзема кистей». В виду того, что у него имеется данное заболевание, он имеет право на определение категории годности «В» по п. «б» ст. 62 Расписания болезней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной комиссии». ДД.ММ.ГГГГ прошел призывную комиссию, в отношении него принято решение об определении категории годности к военной службе «Г» по вышеуказанному заболеванию, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья. По окончании отсрочки он явился в Военный комиссариат Автозаводского района г. Тольятти Самарской области для прохождения призывных мероприятий. Ему выдано направление на дополнительное обследование, по результатам которого призывная комиссия Автозаводского района определила категорию годности «В» по п. «б» ст. 62 Расписания болезней, вынесла решение об освобождении от призыва на военную службу. Решением Военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ решение призывной комиссии района отменено, определена категория годности «Г», вынесено решение о предоставлении отсрочки по состоянию здоровья на 6 месяцев. С данным решением он не согласен, поскольку его состояние здоровья с весны 2020 года по настоящее время не изменилось, а только ухудшилось. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, Малов В.А. просил признать решение призывной комиссии военного комиссариата незаконным и отменить.
В судебном заседании административный истец доводы, изложенные в административном иске, поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат по Самарской области», действующий по доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что оспариваемое решение призывной комиссии ВК Самарской области является обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством. Просил в административном иске отказать.
Выслушав доводы явившихся сторон, специалиста, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ), который регламентирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено как п. 7 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, так и ст. 15 Федерального закона N 113-ФЗ.
Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 29 Закона о военной службе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о военной службе имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий и принимать одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Судом установлено, что Малов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссией Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Малов В.А. признан ограниченно годным к военной службе (категория годности "Г"), предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
По результатам дополнительного обследования по окончании отсрочки Решением призывной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен Малову В.А. диагноз <данные изъяты>, определена категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе на основании ст. 62 «б» Расписания болезней и освобождении его от призыва на военную службу.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малова В.А. последний прибыл на контрольное медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ решение призывной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области отменено, установлена категория годности «Г» - временно не годен к военной службе на основании ст. 63 Расписания болезней, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (до ДД.ММ.ГГГГ).
Допрошенная в качестве специалиста Пильникова Н.В., врач высшей категории, член призывной комиссии, со стажем 48 лет в должности врача- дерматолога, 22 года экспертной деятельности, суду пояснила, что Малов В.А. в ходе медицинского освидетельствования в 17 лет в ДД.ММ.ГГГГ году признан здоровым по состоянию кожи, в ДД.ММ.ГГГГ году жалоб от него не поступало. В ходе контрольного медицинского освидетельствования в призывной комиссии ВК Самарской области Малов В.А. предъявлял жалобы на зудящие высыпания на коже кистей. Согласно амбулаторной карте с ДД.ММ.ГГГГ г. болен 10 лет, но наблюдался в КВД с диагнозом <данные изъяты>, обращался в КВД редко. По профессии автомеханик. Объективно на коже кистей обнаружены сквамозные очаги, трещинки. Диагноз <данные изъяты> не нашел своего подтверждения. Между тем, согласно Расписанию болезней, чтобы отнести заболевание истца к п. «в» ст. 62 РБ, нужно, чтобы случаев обострения редкорецидивирующей формы экземы было не менее 1 раза в течение последних 3 лет. Указанные обстоятельства не прослеживались по амбулаторной карте. Выписка из АИС «Поликлиника» Маловым В.А. не представлена. Призывной комиссией субъекта был установлен диагноз <данные изъяты> В связи с чем, решение призывной комиссии района было отменено, установлена категория годности «Г» - временно не годен к военной службе на основании ст. 63 Расписания болезней, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (до ДД.ММ.ГГГГ). Врачебно-экспертный исход не был определившимся, в связи с чем, призывнику было предложено в период отсрочки явиться в призывную комиссию субъекта в период обострения заболевания для подтверждения диагноза.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
К пункту «в» статьи 62 Расписания болезней относится заболевание - Болезни кожи и подкожной клетчатки: ограниченные и редкорецидивирующие формы экземы.
К редко рецидивирующим формам кожных заболеваний относятся случаи обострения не менее 1 раза в течение последних 3 лет.
К статье 63 Расписания болезней временные функциональные расстройства после острого заболевания, обострения хронического заболевания кожи и подкожной клетчатки.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Из пункта 22 Положения о ВВЭ по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Учитывая вышеизложенное, поскольку призывная комиссия субъекта Российской Федерации вправе проводить контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья и отменять решение нижестоящих призывных комиссий, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение призывной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с Законом о военной службе в пределах предоставленных полномочий на основании результатов проведенного медицинского освидетельствования; доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца иных заболеваний, влияющих на категорию годности к военной службе, не являвшиеся предметом оценки при медицинском освидетельствовании, не представлены, при этом категория годности определена с учетом результатов медицинского освидетельствования и установленного диагноза.
Суд считает, врачебной комиссией Самарской области были учтены все имеющиеся данные о состоянии здоровья заявителя, при обследовании призывника и принятии решения о годности Малова В.А. к военной службе по состоянию здоровья у врачей- специалистов возникли сомнения в установленном диагнозе «Хроническая экзема кистей, стадия обострения», врачебно-экспертный исход о состоянии здоровья не был определившимся, вынести заключение о категории годности к военной службе не представилось возможным. Имеющееся у Малова В.А. заболевание согласно указанному Приложению предоставляет отсрочку от военной службы. В связи с такими результатами освидетельствования призывной комиссией и принято оспариваемое решение о признании его ограниченно годным к военной службе.
Оснований не доверять выводам заключения врачей-специалистов у суда не имеется.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, поскольку обжалуемое решение призывной комиссии Самарской области принято законно, в пределах полномочий административного органа, основания для отмены решения призывной комиссии Самарской области отсутствуют. Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при рассмотрении дела административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав. Напротив, административным ответчиком доказаны законность оспариваемого решения, его принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, с учетом всей совокупности медицинских данных о состоянии здоровья административного истца; категории годности к военной службе.
Представленные административным истцом медицинские документы указанных выводов призывной комиссии не опровергают, поскольку эти документы отражают состояние здоровья административного истца на момент их составления, но они никоим образом не отражают его состояние здоровья на момент освидетельствования в ходе мероприятий по призыву на военную службу.
При таких данных, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Малова В.А. к призывной комиссии Самарской области, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2021