№ 2-2035/2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Дубровского И.Н.,
при секретаре Гофман А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьячкова Николая Леонидовича к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Дьячков Н.Л. обратился с иском к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), проливных дождей на территории <адрес>, его дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, были подтоплены. В результате подтопления испорчено принадлежащее ему имущество: затопило огород, подполье (приходилось долго откачивать воду), в настоящее время в подполье сыро, появился грибок, частично обрушились стены подполья, пропали прошлогодние запасы овощей, в доме тоже было сыро, появилась плесень. Принимая во внимание факт его постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего ему имущества, в августе 2013 года он обратился в администрацию Ивановского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи при утрате имущества (полностью или частично). Однако долгое время никакого результата по данному заявлению не было. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельсовета в праве на компенсацию в включении в список пострадавших было отказано. Для включения в списки пострадавших от наводнения рекомендовано обратиться в суд. Поскольку имущество по месту его жительства было повреждено в результате паводка и проливных дождей, которые относятся к чрезвычайной ситуации, полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ему ущерба. Просит признать Дьячкова Николая Леонидовича пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Ивановского сельсовета и включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Ивановский сельсовет. Кроме того просит обратить решение к немедленному исполнению.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, - администрацией Ивановского района Амурской области на исковое заявление Дьячкова Н.Л. представлено письменное возражение от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указывается, что из искового заявления следует, что в результате подтопления пострадал земельный участок и дом, данный факт не подтверждается актом обследования, принимая данный факт во внимание, истец просит суд признать его пострадавшим в результате и выплатить компенсацию причиненного ущерба, с данными доводами не согласны в полном объеме по следующим основаниям. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010г. №2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 выше указанных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г. № 36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой. Часы всех видов, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ. Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21 сентября 2013 года № 39 (п.7 подпункт 1 абз.1), Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из представленных документов, факт утраты имущества не установлен. Из заявления не видно какая сумма ущерба нанесена гражданам и из чего данная сумма сложилась, какое имущества утрачено. Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного следует, что комиссия обоснованно не включила Дьячкова Н.Л. в список пострадавших, и просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Истец Дьячков Н.Л. в ходе судебного заседания на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что он зарегистрирован в <адрес>, но фактически проживает по адресу: <адрес>. Дом принадлежит на праве собственности его матери. Он собственником дома, расположенного в <адрес>, не является. Данный факт установлен решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В августе 2013 года в результате проливных дождей его земельный участок и дом были подтоплены. В подполье стояла вода, которую он регулярно откачивал. Его мать, брат и сын, которые проживают в данном доме, были признаны пострадавшими и получили компенсационные выплаты, а он – нет. В настоящее время он навел порядок в подполье, побелил, сделал ремонт. Считает, что он должен быть признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания ответчика – администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области и третьих лиц администрации Ивановского района Амурской области и Министерства финансов Амурской области, о причинах неявки в суд своих представителей не сообщивших, о рассмотрении дела без их участия не просивших.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, приняв во внимание позицию третьего лица – администрации Ивановского района Амурской области, суд приходит к следующим выводам.
Согласно копии паспорта №, выданном <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, на имя Дьячкова Николая Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> Амурской <адрес>, он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания Дьячкова Николая Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, по адресу: <адрес>, в период чрезвычайной ситуации в июле-августе 2013 года.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 купила жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес> <адрес> <адрес>.
Из свидетельства о рождении №, выданного <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Дьячков Николай Леонидович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>. В графе «мать» указана ФИО1.
Согласно справке, выданной администрацией Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года, в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ прошла перенумерация домов. <адрес>, расположенный по <адрес> перенумерован на №
Иные правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок истцом суду не представлены.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно распоряжению администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 24.07.2013 года № 197, на основании распоряжения Губернатора Амурской области № 123-р от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», в связи с обильными дождями, выпавшими на территории МО Ивановского сельсовета в период с 21-00 часов 23.07.2013 года до 07-00 часов 24.07.2013 года выпало более 50 мм осадков, в связи с чем были подтоплены жилые дома и огороды по улицам: Пионерская, новая, Садовая, Кирова, Ленина, Рабочая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия с 08 часов 24.07.2013 года на территории МО Ивановский сельсовет ввести режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением и.о. главы администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Зотова А.С. от 24.07.2013 года № 198, вынесенным на основании распоряжения о введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории МО Ивановский сельсовет № 197 от 24.07.2013 г., создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших в результате стихии.
Из выписки из протокола № заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Дьячкову Николаю Леонидовичу отказано в признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с обращением с заявлением ДД.ММ.ГГГГ года.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ года, по месту жительства Дьячкова Николая Леонидовича по адресу: <адрес>, было проведено обследование, в ходе которого установлено следующее: «на момент осмотра в подполье сырость, плесень, конструктивные элементы имущества не пострадали».
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Согласно пункту 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:
при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);
при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.
Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 № 102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.2.3 данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайноё ситуации. В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен (затоплен) не был, финансовая помощь за утраченное имущество не предоставляется. В целях разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью» применяется следующий критерий. В случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях при соблюдении условий настоящего пункта - частичная). Финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счет средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100000 рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество – 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество – 50000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50000 рублей за счет дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.
Пунктом 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010г. № 2-4-60-12-22, установлено, что финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г. № 36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой. Часы всех видов, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ.
В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи (компенсации) являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, а также наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, и (или) утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.
В своем заявлении истец указывает, что у него было подтоплено подполье. Однако подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не относится к жилому помещению.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Из смысла указанных норм ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого – либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм, следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела, пояснений истца, Дьячков Н.Л. не являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Следовательно, он не может претендовать на получение финансовой помощи, в связи с причинением вреда указанному дому в результате чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений.
Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств причинения ущерба его имуществу подтоплением дома, в котором он проживает.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку в судебном заседании установлено, что Дьячков Н.Л. не являются собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, то он не может претендовать на получение финансовой помощи в связи с причинением ущерба данному жилому дому, в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Дьячкова Н.Л. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дьячкова Николая Леонидовича к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Дубровский И.Н.