63RS0№-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2020 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,
при помощнике судьи Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-401/2020 по административному иску МИ ФНС России № по <адрес> к Кехману Б. А. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Кехману Б.А. о взыскании налоговой задолженности, указав, что ответчик является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. МИФНС в адрес административного ответчика были направлены требования, которые административным ответчиком исполнены не были, суммы налога не оплачены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит взыскать с Кехмана Б.А. задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 1357 руб. и пени в размере 25,94 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2800 руб. и пени в размере 53,53 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чугуров С.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Кехман Б.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, заявил ходатайство о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того п.1.ст.401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно данным налогового учета, подтвержденным сведениями Росреестра по <адрес> Кехман Б.А. в 2016 году являлся собственником жилого помещения: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Арцыбушевская, <адрес>, 2 очередь <адрес>.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В соответствии со ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектами налогообложения являются расположенные в пределах муниципального образования земельные участки (ст.389 НК РФ). Плательщиками налога являются лица, обладающие этими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (ст.390 НК РФ). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).
Постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» на территории городского округа Самара введен земельный налог.
Согласно данным налогового учета, ответчику в течение 2016 года принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 114,5 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0701002:1126, которые в силу ст.389 НК РФ признаются объектом налогообложения.
Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Налоговым Кодексом РФ.
Налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления.
Из материалов дела следует, что административному ответчику направлялись налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). Обязанность по уплате налога в установленный срок исполнена не была, в связи с чем, в адрес административного ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Согласно требованию общая сумма задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 25583,52 руб., из них сумма задолженности по транспортному налогу составила 25583,52 руб.
Поскольку данное требование оставлено без исполнения, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кехмана Б.А. недоимки.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Кехмана Б.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2800 руб., задолженности по земельному налогу в размере 1357 руб., пени в размере 25,94 руб. (л.д.20-21).
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлениями возражений.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в ч.2 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.
Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, им не заявлено.
Из анализа положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Основания к восстановлению пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности по налогу на имущество с административного ответчика отсутствуют.
Таким образом, из материалов дела следует, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При указанных обстоятельствах суд считает, что требования МИФН № России по <адрес> о взыскании с Кехмана Б.А. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований МИФНС России № по <адрес> к Кехману Б. А. о взыскании задолженности по налогам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В.Космынцева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.