Дело № 2-1182/15 ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2015 года г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Соколова Д.В.,
при секретаре Семиковой О.В.,
с участием представителя заявителя Толкачевой Н.А. по доверенности Юнина С.А.
представителя заинтересованного лица администрации г. Саров Нижегородской области по доверенности Кульчевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толкачевой Н.А. о признании незаконным бездействия администрации г. Саров Нижегородской области в части непринятия надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Толкачева Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Саров Нижегородской области в части непринятия надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, указав, что с 06 сентября 2012 года в адрес главы администрации города Саров, инспектора Саровского филиала Арзамасского территориального отдела инспекции административно- технического надзора Нижегородской области, прокурора ЗАТО г. Саров неоднократно направлялись от имени заявителя письма, существо которых выражалось в том, что, вблизи территории садоводческого товарищества «...» со стороны лесного массива образовалась мусорная свалка. Заявитель ранее обращалась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации г. Саров в части не принятия надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении на администрацию обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. В судебном заседании представитель администрации заявила, что несанкционированная свалка будет ликвидирована, в связи с чем заявитель отказалась от поданного заявления и производство по делу определением суда от 30.06.2014 года было прекращено. Условие о ликвидации свалки мусора администрацией г. Саров было выполнено. Однако впоследствии на том же месте вновь образовалась свалка мусора. В связи с чем, заявитель обратилась в суд. Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 11.09.2014 года были признаны незаконными бездействия администрации г. Саров в части непринятия надлежащих мер по ликвидации на территории лесного массива вблизи СТ «...» несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора. На администрацию г. Саров возложена обязанность по принятию мер о ликвидации свалки. В последующем свалка была убрана. В настоящее время на территории лесного массива вблизи СНТ «...» вновь образовалась свалка. Данная свалка находится более трех месяцев. Администрация г. Саров не предпринимает никаких мер по ликвидации свалки, что является нарушением действующего законодательства, поскольку наличие свалки влечет вредное воздействие отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации города Саров Нижегородской области в части не принятия надлежащих мер по ликвидации на территории лесного массива вблизи садоводческого товарищества «...» несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора. Обязать администрацию города Саров принять меры к ликвидации на территории садоводческого товарищества «...» несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора.
В судебное заседание заявитель Толкачева Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя Толкачевой Н.А., действующий на основании доверенности Юнин С.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что на территории лесного массива вблизи СНТ «...» образовалась свалка, администрация не предпринимает мер по ликвидации данной свалки. В настоящее время на месте свалки поставлен бункер. В районе бункера находится свалка твердых бытовых отходов и мусора. Заявитель является членом СНТ «...» в связи, с чем ее права на благоприятную окружающую среду нарушаются.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Саров Нижегородской области действующая на основании доверенности Кульчева А.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что на месте свалки в 20-х числах мая 2015 года был установлен бункер для мусора. 25.05.2015 года бункер был переполнен и 26.05.2015 года весь мусор был ликвидирован. Представителем Департамента городского хозяйства было вынесено предписание от 26.05.2015 года председателю СНТ «...» К, которое было исполнено 27.05.2015 года. С целью организации вывоза мусора был заключен муниципальный контракт по уборке городской территории.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Обращаясь в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Саров незаконным, заявитель Толкачева Н.А. указывает, что свалка на территории лесного массива вблизи СНТ «...» находится более трех месяцев. В подтверждение своих доводов заявителем представлен фотоснимок складированного мусора на территории лесного массива вблизи садоводческого товарищества.
Опровергая доводы заявителя Толкачевой Н.А. представителем администрации Кульчевой А.В. представлены фотоснимки, на которых указана дата 27 мая 2015 года и из фотоснимков видно, что твердые бытовые отходы убраны и находятся в контейнере.
Суд в порядке ст. ст. 56-57, 249 ГПК РФ в судебном заседании предложил представителям выехать на место предполагаемой свалки, составить акт о наличии или отсутствии твердых бытовых отходов и мусора, в связи, с чем в судебном заседании был объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено, предлагаемый акт суду не представлен. Вместе с тем, представители заявителя и заинтересованного лица пояснили суду, что на месте на территории лесного массива вблизи СНТ «Авангард - Кремешки» имеются твердые бытовые отходы и мусор, то есть фактически свалка существует.
В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Представленные суду представителем администрации г. Саров предписание № от 26 мая 2015 года в адрес председателя СНТ «...» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание территории вокруг бункера-накопителя; отчет за май 2015 года, в котором в п.11 имеется отметка о выполнении работ по уборке озелененного участка городской территории расположенной с северной стороны с/т «...»; акт о сдаче-приемке от 31 мая 2015 года об оказании услуг по содержанию и регулярной очистке территории г. Саров не могут свидетельствовать именно о принятии надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку по факту выезда представителей на место было установлено, что на месте предполагаемой свалки имеются твердые бытовые отходы и мусор.
Из представленных представителем администрации фотоснимков датированных 27 мая 2015 года видно, что твердые бытовые отходы убраны и находятся в контейнере. Вместе с тем из отчета за май 2015 года об оказании услуг по муниципальному контракту от 08.04.2015 года на оказание услуг по содержанию и регулярной санитарной очистке территории г. Саров видно, что на озелененном участке городской территории расположенной с северной стороны с/т «...» выполнены работы по погрузке твердых бытовых отходов и мусора на автотранспорт.
Доказательств того, что собранные бытовые отходы и мусор в бункер были вывезены для их последующей утилизации, суду не представлено, вследствие чего суд приходит к выводу, что администрацией г. Саров не были приняты надлежащие меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Кроме того, заявитель в поданном заявлении указывала на наличие свалки твердых отходов на протяжении последних трех месяцев.
Доказательств того, что администрация г. Саров предпринимала надлежащие меры по ликвидации несанкционированной свалки в течение последних трех месяцев суду не представлено. А совершенные администрацией г. Саров действия после обращения заявителя в суд и представленные письменные доказательства не могут свидетельствовать о надлежащем принятием мер по ликвидации свалки бытовых отходов поскольку фактически на момент рассмотрения дела в суде твердые бытовые отходы и мусор имеются, не убраны и не вывезены.
При указанных обстоятельствах суд признает незаконным бездействие администрации г. Саров в части не принятия именно надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора и обязывает администрацию принять меры к ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы представителя администрации г. Саров о том, что территория, прилегающая к СНТ «...» в радиусе 10 м. должна обслуживаться СНТ под руководством председателя СНТ, не снимает с органа местного самоуправления обязанности осуществления надлежащих мер по ликвидации свалки, в том числе вывоза и утилизации собранного мусора в силу требований закона, а доказательств того, что свалка расположена в радиусе 10 м. от границы садоводческого товарищества суду не представлено.
Определяя месторасположения несанкционированной свалки, суд исходит из объяснений представителей и представленных доказательств и определяет месторасположение несанкционированной свалки на территории лесного массива расположенного с северной стороны садоводческого товарищества «...».
В силу ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Устанавливая разумный срок для исполнения обязанности по принятию надлежащих мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора суд исходит из предполагаемого разумного времени необходимого для выполнения возлагаемой на администрацию г. Саров обязанности и устанавливает двухдневных срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Толкачевой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Саров Нижегородской области в части не принятия надлежащих мер по ликвидации на территории лесного массива расположенного с северной стороны садоводческого товарищества «...» несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора.
Обязать администрацию города Саров принять надлежащие меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора расположенной на территории лесного массива с северной стороны садоводческого товарищества «...» в течение 2-х дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
П\П судьи Д.В. Соколова
...
Судья Соколов Д.В.