Дело № 2-4436/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Шиленковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеенко А.В., Алексеенко Н.А. к ООО «СК-Калининград» о взыскании неустойки за нарушение предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Алексеенко А.В., Алексеенко Н.А. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением о взыскании с ООО «СК-Калининград» неустойки за нарушение предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства за период с 31 декабря 2017 года по 06 августа 2018 года в размере 269958,34 руб., компенсации морального вреда 75000 руб. каждому, штрафа. В обоснование указали, что 07 апреля 2017 года между ними и ООО «СК-Калининград» заключен договор №2 участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик принял на себя обязательство построить многоквартирный жилой дом по адресу: г. Калининград, ул. А.Суворова, 33, с кадастровым номером земельного участка 39:15:150525:33, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и оплаты дольщиком цены договора передать в собственность дольщику объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру со строительным номером № и проектной площадью 60.57 кв.м., расположенную на 4-м этаже указанного дома, а дольщик обязуется оплатить обусловленную договором цену и принять объект.
Согласно п. 1.1 дополнительного соглашения к договору №2 срок передачи квартиры – до 31 декабря 2017 года. Цена договора определена в размере 2500000 рублей. Обязательства в части внесения платежей в счет уплаты договора истцами выполнены в полном объеме, однако ответчик взятые на себя обязательства в предусмотренный договором срок не выполнил, квартира по акту приема-передачи не передана.
13 января, 14 апреля, 01 июля и 27 июля 2018 года истцы обращались к ответчику с претензиями с требованием уплатить неустойку, ответов от ООО «СК-Калининград» не поступило.
В судебном заседании истец Алексеенко А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что дом сдан в эксплуатацию, однако квартира передана ему по акту приема-передачи с нарушением установленного договором срока.
Алексеенко Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика ООО «СК-Калининград» по доверенности Штепа А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что застройщик обращался к истцам по телефону с предложением принять квартиру, просил применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 214-ФЗ) застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В случае если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее, чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора.
Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 214-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона передача объекта долевого строительства застройщиком и его приемка участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 8 застройщик не менее чем за месяц до наступления установленного договором срока передачи объекта долевого строительства или в случае, если договором предусмотрен срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства, не менее чем за четырнадцать рабочих дней до наступления срока начала передачи и принятия обязан направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, а также предупредить участника долевого строительства о необходимости принятия объекта долевого строительства и о последствиях бездействия участника долевого строительства, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Сообщение должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по указанному участником долевого строительства почтовому адресу или вручено участнику долевого строительства лично под расписку. При этом срок начала передачи и принятия объекта долевого строительства не может быть установлен ранее, чем за четырнадцать дней и позднее, чем за один месяц до установленного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. Участник долевого строительства, получивший сообщение застройщика о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором и о готовности объекта долевого строительства к передаче, обязан приступить к его принятию в предусмотренный договором срок или, если такой срок не установлен, в течение семи рабочих дней со дня получения указанного сообщения.
Если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (за исключением случая досрочной передачи объекта долевого строительства, указанного в части 3 настоящей статьи).
В силу п. 1 ст. 12 названного Федерального закона обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 214-ФЗ в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 07 апреля 2017 года между Алексеенко А.В., Алексеенко Н.А. и ООО «СК-Калининград» заключен договор №2 участия в долевом строительстве. Объектом долевого строительства по данному договору является двухкомнатная квартира со строительным номером № и проектной площадью 60,57 кв.м., расположенная на 4-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Калининград, ул. А.Суворова, 33, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:150525:33.
По условиям договора застройщик принял на себя обязательство – обеспечить строительство указанного многоквартирного жилого дома и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и оплаты дольщиком цены договора передать в собственность дольщику объект долевого строительства, а дольщик обязуется оплатить обусловленную договором цену и принять объект.
Согласно п.п. 1.3-1.5 договора срок окончания строительства и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 4 квартал 2017 года, срок передачи квартиры – в течение одного месяца после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно п. 1.1 дополнительного соглашения от 10 апреля 2017 года к договору срок передачи квартиры – до 31 декабря 2017 года.
Цена договора определена в размере 2500000 рублей.
Договор участия в долевом строительстве 14 апреля 2017 года зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.
Свои обязательства по оплате договора участия в долевом строительстве в указанной сумме участники долевого строительства исполнили в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №797917 от 18.04.2017 года (л.д. 16), и ответчиком не оспаривается.
20 июля 2018 года ООО «СК-Калининград» получено разрешение №39-RU39310000-317-2016 на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома; квартира передана истцу по акту приема-передачи 03 сентября 2018 года.
13 января, 14 апреля, 01 июля и 27 июля 2018 года истцы обращались к ответчику с претензиями с требованием уплатить неустойку, ответов от ООО «СК-Калининград» не поступило.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполнившее или ненадлежащее исполнившее обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с чем доводы ответчика об отсутствии вины застройщика в нарушении срока ввода объекта долевого строительства в эксплуатацию в силу вышеприведенных положений ГК РФ не являются основанием для освобождения застройщика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителем, поскольку такие обстоятельства относятся к предпринимательскому риску.
Таким образом, поскольку в установленный договором срок квартира истцам не передана; обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение им своих обязательств по договору, в том числе обстоятельств непреодолимой силы, в судебном заседании не установлено, вопреки доводам ответчика, истец вправе требовать уплаты законной неустойки за нарушение сроков передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, поскольку такая передача не осуществлена в тот день, в который объект долевого строительства подлежал передаче – до 31 декабря 2017 года.
Таким образом, исковые требования Алексеенко А.В., Алексеенко Н.А. о взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства за период с 31 декабря 2017 года по 06 августа 2018 года подлежат удовлетворению.
Размер неустойки за указанный период составит 282875,95 руб. (2500000 рублей х 7,75 % (ставка, действующая на предусмотренную договором дату передачи объекта долевого строительства) / 300 х 2 х 219 дней просрочки). Таким образом, в пользу истцов подлежит взысканию неустойка соразмерно заявленным исковым требованиям в сумме 269958,34 руб., по 134979,17 руб. каждому.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно правовой позиции Президиума Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости о том, что при разрешении вопросов об уменьшении размера неустойки, подлежащей уплате гражданину - участнику долевого строительства, заключившему договор исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании статьи 333 ГК РФ следует исходить из того, что применение названной статьи по таким делам возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов принятия такого решения.
Снижение размера неустойки и штрафа не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства и ответственности за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Между тем, заявляя о снижении неустойки, ответчиком исключительных обстоятельств, обосновывающих допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки за указанный период, не приведено, доказательств явной несоразмерности неустойки и штрафа последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки и штрафа, не представлено.
При таком положении, суд достаточных оснований для уменьшения размера неустойки на основании положений ст.333 ГК РФ не усматривает.
Компенсация морального вреда, причиненного гражданам-участникам долевого строительства, осуществляется на общих основаниях, предусмотренных Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ отношения по компенсации морального вреда не регулируются.
В соответствии с нормами ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Таким образом, требование истцов о взыскании компенсации морального вреда, связанного с нарушением прав потребителя, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание в соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ степень нравственных страданий истцов, срок просрочки исполнения обязательства, а также принципа разумности и справедливости, компенсация морального вреда определяется судом в размере 20000 рублей каждому.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Следовательно, размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу истцов за несоблюдение ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя составит 154979,17 рублей (50% от 309958,34 рублей (269958,34 руб. + 20000 руб. + 20000 руб.), т.е. по 77489,58 руб. каждому.
Исходя из положений 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в размере 6199,58 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО «СК-Калининград» в пользу Алексеенко А.В. неустойку за нарушение предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства за период с 31 декабря 2017 года по 06 августа 2018 года в размере 134979,17 рублей, компенсацию морального вреда 20000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя 77489,58 рублей, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «СК-Калининград» в пользу Алексеенко Н.А. неустойку за нарушение предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства за период с 31 декабря 2017 года по 06.08.2018 года в размере 134979,17 рублей, компенсацию морального вреда 20000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя 77489,58 рублей, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «СК-Калининград» в доход бюджета муниципального образования «Город Калининград» государственную пошлину в размере 6199,58 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами посредством подачи апелляционной жалобы в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд города Калининграда в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2018 года.
Судья: Е.В. Чеснокова