РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов 17 июля 2018 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Коломниковой Л.В.
при секретаре Баженовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рублева Андрея Диляверовича к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Рублев А.Д. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав. Решением исполкома от ДД.ММ.ГГГГ его опекуном назначена бабушка ФИО2, с которой он проживал. С ДД.ММ.ГГГГ г. он обучался в <данные изъяты>, потом проживал у тетки. В июле ДД.ММ.ГГГГ. был задержан за совершение преступления и помещен в СИЗО, затем направлен для отбытия наказания в колонию. После освобождения в ДД.ММ.ГГГГ г. вновь был отправлен в места лишения свободы, где находился до ДД.ММ.ГГГГ г. Находясь в местах лишения свободы, в 2011 г. он обращался по вопросу постановки на учет в органы местного самоуправления, а в 2014 г. к ответчику, однако, ему было отказано.
Истец Рублев А.Д. в судебном заседании иск признал по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что до указанного в иске времени не обращался в органы соцзащиты о включении в список детей сирот для получения жилья, а также в органы местного самоуправления для включения очередь нуждающихся в жилье, так как не знал о наличии права на обеспечение жилым помещением с учетом его статуса.
Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Авдеева И.В. иск не признала, пояснив, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих уважительность несвоевременного обращения по вопросу постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд не находит основания для удовлетворения иска.
Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), а также Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия) по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Фактически аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
Статьей 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно частям 1, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ(в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой и ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также понятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилой площадью сохраняется за названными лицами до достижения ими указанного возраста, то есть именно в пределах возраста от 18 до 23 лет они должны поставить вопрос о предоставлении им соответствующей меры социальной поддержки. Достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приведенная позиция согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, а также с разъяснениями Конституционного Суда РФ, данными в Определении от 19.10.2010 года N 1282-О-О.
Учитывая, что по месту своего прежнего жительства истец не ставил вопрос о предоставлении ему указанной меры социальной поддержки, на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит и ранее не состоял, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истец, имеющий право на жилое помещение, в установленном порядке не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, к моменту обращения в суд достиг возраста 47 лет и в настоящее время не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, соответственно, права на однократное обеспечение жильем не имеет.
Таким образом, на него в настоящее время не распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, соответственно, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы о том, что истец не может быть лишен гарантированного права на предоставление жилого помещения, несмотря на возраст, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.
Предоставление жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., указывалось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
При наличии уважительных причин, по которым дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа своевременно не встали на учет нуждающихся в жилом помещении ( к каковым относятся: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями органами опеки и попечительства и т.п.; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом: помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов), имеются основания для удовлетворения исковых требований об обеспечении этой категории лиц жилым помещением и по достижении ими 23-х летнего возраста.
При разрешении настоящего спора, доказательств наличия перечисленных выше причин пропуска истцом срока не представлено.
Как отмечалось выше, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда были несовершеннолетними.
В материалах дела отсутствуют доказательства более раннего, чем 2014 г., обращения истца по вопросу предоставления ему жилья. Из пояснений истца и материалов дела следует, что по вопросу признания его нуждающимся в жилье он в компетентные органы до указанной даты не обращался.
Поскольку истец не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд.
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Рублева Андрея Диляверовича к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течении месяца.
Председательствующий- Л.В.Коломникова
Решение в окончательной форме составлено 17.07.2018 г.
Судья Л.В.Коломникова