Судья: Быстрякова О.А. дело № 33- 21776/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Мадатовой Н.А.,
судей Кирщиной И.П., Мирошкина В.В.,
при секретаре Шолгиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2016 года апелляционную жалобу Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Балашихинского городского суда Московской области от 18 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Староселец Юрию Владимировичу, Староселец Наталье Ивановне, Староселец Виолетте Юрьевне о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя Староселец В.Ю., Староселец Н.И., Староселец Ю.В. – Жердева О.В. – возражавшего против апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о взыскании в доход Федерального бюджета РФ, убытков, вызванных неосновательным обогащением, в размере <данные изъяты>.
В обоснование иска указали, что между начальником ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Староселец Ю.В. заключен договор социального найма жилого помещения на состав семьи 3 человека, договор социального найма от 21.06.2012 года № 50/04/07-020 на жилое помещение, общей площадью 59,1 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты> однако после предоставления данной квартиры выяснилось, что супруга ответчика - Староселец Н.И. имела на праве собственности жилое помещение, общей площадью 55,7 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>. Отчуждение указанного имущества (55,7 кв.м.) в пользу третьих лиц произведено 14.03.2011 года. Поскольку на дату заключения договора социального найма (21.06.2012 года) в силу прямого указания закона жилая площадь (55,7 кв.м.) подлежала учету при предоставлении жилого помещения.
Учитывая положения ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» ответчики имели право на предоставление жилого помещения на состав семьи 3 человека, за минусом площади жилого помещения, принадлежащего членам семьи на праве собственности, но не более 7,3 кв.м. (18 кв.м. х 3 + 9 - 55,7 кв.м.), поскольку с момента отчуждения жилого помещения, находящегося в собственности Староселец Н.И. не истекло 5-ти лет. Фактически ответчикам в нарушение норм жилищного законодательства было предоставлено жилое помещение общей площадью 59,1 кв.м., превышающее норму предоставления на 51,8 кв.м. по причине предоставления ими недостоверных сведений, что привело к их неосновательному обогащению за счет средств Федерального бюджета.
Поскольку из федеральной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> выбыло в результате сделки, не соответствующей требованиям закона по причине предоставленных недостоверных сведений, а также невозможности истребования имущества из незаконного владения, возмещение убытков, причиненных государству должно производиться в денежной эквиваленте исходя из стоимости 1 кв.м. по данным государственного контракта от 19.06.2009 года № 190609/1, заключенного Министерством обороны РФ, затраты Федерального бюджета при приобретении жилого помещения по указанному адресу и подлежащие возмещению ответчиками составляют 1927115 руб. 40 коп.
В судебное заседание Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ своего представителя не направил, о слушание дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Ответчик Староселец Ю.В. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Жердев О.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Министерству обороны РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, предоставлено право проверки сведений, полученных от военнослужащих, на предмет наличия собственности у военнослужащего и членов его семьи.
Ответчики Староселец Н.И. и Староселец В.Ю. в судебное заседание не явились, о слушание дела извещались, представили заявление о рассмотрение дела в их отсутствие.
3-е лицо ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что 10.05.2012 года Староселец Ю.В. направлено извещение о распределении жилого помещения № 94011, по адресу: Московская <данные изъяты> Указанное извещение Староселец Ю.В. получил 09.06.2012 года и в этот же день выразил согласие с заселением в вышеуказанное жилое помещение.
14.06.2012 года Староселец Ю.В. в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи указал, что ранее занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за военнослужащим и членами его семьи не имеется.
Согласно выписке из решения ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 21.06.2012 года № 1827 следует, что Старосельцу Ю.В. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруга- Староселец Н.И. и дочь-Староселец В.Ю. предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 59,1 кв.м., по адресу: <данные изъяты>
21.06.2015 года между Министерством обороны РФ в лице ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Староселец Ю.В. заключен договор социального найма на квартиру общей площадью 59,1 кв.м., по адресу: <данные изъяты>.
31.03.2015 года ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в адрес Староселец Ю.В. направлялось уведомление о необходимости до 06.04.2015 года направить письменное согласие на компенсацию затрат федерального бюджета в произвольной форме на имя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье».
По сведениям, представленным заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 26.03.2015 года следует, что стоимость одного квадратного метра жилья жилого дома, по адресу: <данные изъяты>, установленной государственным контрактом от 19.06.2009 года № 190609/1, составляет 37203 руб. 00 коп.
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что ответчик Староселец Н.И. имела право собственности на 1,00 доли в жилом помещении, общей площадью 55,7 кв.м., расположенном по адресу: <данные изъяты> Отчуждение имущество произведено 14.03.2011 года.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 28.11.2012 года, за Староселец Ю.В. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> в порядке приватизации.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 28.11.2013 года, иск ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возврате жилого помещения, признании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 21.06.2012 года № 1827 о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма недействительным, оставлен без удовлетворения.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что в извещении о распределении жилья отсутствуют сведения о доплате за предоставление жилой площади сверх нормы предоставления, полагая, что федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма обязано было истребовать сведения о наличии либо отсутствии в собственности ответчиков жилых помещений, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 14 вышеуказанной Инструкции размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на праве собственности.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, военнослужащие подают заявление к которому, в том числе прикладывают документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (п. 1).
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей (п. 4).
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 10).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, с момента продажи 14.03.2011 года Староселец Н.И. принадлежащего ей на праве собственности жилого дома общей площадью 55,7 кв.м. по адресу: <данные изъяты> прошло менее 5 лет, факт продажи жилого дома, а также факт наличия у Староселец Н.И. права собственности на дом при предоставлении ответчику на семью из 3 человек жилого помещения был скрыт.
Староселец Ю.В. обращаясь с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения, обязан был представить все сведения о наличии у него и членов его семьи иных жилых помещений на праве пользования или в собственности, независимо от того, предоставлялись ли эти жилые помещения по месту прохождения службы, или по иному месту жительства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получении жилого помещения, поскольку приходящаяся на Староселец Н.И. площадь жилого дома в ст-це Кущевской подлежала учету при предоставлении ответчику жилого помещения.
Согласно сведениям, предоставленным Департаментом строительства Министерства обороны РФ, стоимость 1 кв.м. по адресу: <данные изъяты>
Доказательств иной стоимости 1 кв. м. указанной квартиры в материалы дела не представлено.
Поскольку предоставленная ответчикам квартира приватизирована, судебная коллегия, учитывая положения статьи 1102 Гражданского кодекса РФ об обязанности возврата неосновательного обогащения, считает, что ответчики обязаны вернуть истцу денежные средства, затраченные на приобретение этой неосновательно полученной ответчиками жилой площади в сумме <данные изъяты> руб. в равных долях.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 18 марта 2016 года – отменить. Постановить новое решение, которым исковые требования Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Староселец Юрию Владимировичу, Староселец Наталье Ивановне, Староселец Виолетте Юрьевне о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением удовлетворить.
Взыскать с Староселец Юрия Владимировича, Староселец Натальи Ивановны, Староселец Виолетты Юрьевны в равных долях в доход Федерального бюджета Российской Федерации неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>
Председательствующий:
Судьи: