Дело №2-2842/2019
24RS0024-01-2019-002927-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2019 года г. Канск
Канский городской суд, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Якушенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюжакиной М.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № <адрес> о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Дюжакина М.В. обратилась в суд с иском с учетом последующих уточнений к МБОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес> о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что она (истица) работает в МБОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес> сторожем на основании трудового договора, установлена тарифная ставка в размере 1404 рублей. За период с июля 2018 по декабрь 2018, а также с января 2019 г. по июль 2019г. работодателем заработная плата начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства. В связи с чем просит взыскать в её (Дюжакиной М.В.) пользу с ответчика задолженность по заработной плате в размере 40504 руб. 34 коп.
Истица Дюжакина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель Управления образования администрации г.Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на иск согласно которого просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Кроме того пояснил, что расчет по заявленным требованиям составляет 8862,32 рубля.
Представитель администрации г.Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по май 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.
В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта РФ (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
Как установлено в судебном заседании Дюжакина М.В. была принята в МБОУ СОШ № сторожем с 31.12.20109г., ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата работников, что подтверждается копией трудового договора № от 31.12.2010г. (л.д.14-15), копией дополнительного соглашения к трудовому договору (л.д.16-17), копией трудовой книжки на имя Дюжакиной М.В. (л.д.7-13), была определена тарифная ставка с учетом последующего установления должностного оклада до 1404 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка.
Решением Канского городского суда от 19.06.2018г. с МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Дюжакиной М.В. взыскана недоначисленная заработная плата за период с января по апрель 2018г. в размере 12131,01 рублей.
Решением Канского городского суда от 03.09.2018г. с МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Дюжакиной М.В. взыскана недоначисленная заработная плата за период с мая по июнь 2018г. в размере 15648,54 рублей.
Решением Канского городского суда от 06.11.2018г. с МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Дюжакиной М.В. взыскана недоначисленная заработная плата за период с января по август 2018г. в размере 0807,82 рублей.
Решением Канского городского суда от 23.05.2019г. с МБОУ СОШ № <адрес> в пользу Дюжакиной М.В. взыскана недоначисленная заработная плата за январь 2019г. в размере 13661,74 рублей.
В настоящем судебном заседании было установлено нарушение трудовых прав Дюжакиной М.В., выразившееся в выплате ей заработной платы ответчиком МБОУ СОШ № за период с июля 2018 по декабрь 2018, а также с января 2019 г. по июль 2019г. ниже минимального размера оплаты труда в размере 40504,34 рублей.
Однако, суд не может согласиться с данной суммой, которую истец просит взыскать с ответчика, поскольку истцом неверно сделан расчет недоначисленной заработной платы, а именно расчет за отработанные ночные, сверхурочные, праздничные часы должны рассчитываться от оклада, поскольку от МРОТ ранее уже был произведен расчет, в том числе судебными решениями.
Поскольку судом установлено, что МБОУ СОШ № заработная плата работнику за период с июля по декабрь 2018 г., с января 2019г. по июль 2019г. начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму с учетом данных по расчетным листкам за указанный период:
1) Норма часов в июле 2018 года - 176 час. Отработано работником 108 час., из них: 56 час (35%) - работа в ночное время.
11163 (МРОТ федеральный) / 176 час. (норма времени в июле 2018 г.) - 63,42 руб. (стоимость одного часа работы в июле 2018г).
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./176*56*35%=284,20 руб.*1,6=454,72 руб.
2) Норма часов в августе 2018 года - 184 час. Отработано работником 184 час., из них: 98 час. (35%) - работа в ночное время.
11163 (МРОТ федеральный) / 184 час. (норма времени в августе 2018 г.) = 60,66 руб. (стоимость одного часа работы в августе 2018г).
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./184*98*35%=475,73 руб.*1,6=761,16 руб.
3) Норма часов в сентябре 2018 года - 160 час. Отработано работником 160 час., из них: 80 час (35%) - работа в ночное время.
11163 (МРОТ федеральный) / 160 час. (норма времени в сентябре 2018 г.) = 69,76 руб. (стоимость одного часа работы в сентябре 2018г).
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./160*80*35%=446,6 руб.*1,6=714,56 руб.
4) Норма часов в октябре 2018 года - 184 час. Отработано работником 80 час., из них: 38 час. (35%) - работа в ночное время.
11163 (МРОТ федеральный) / 184 час. (норма времени в октябре 2018 г.) = 60,67 руб. (стоимость одного часа работы в октябре 2018г).
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./184*38*35%=184,46 руб.*1,6=295,14 руб.
5) Норма часов в ноябре 2018 года - 168 час. Отработано работником 168 час., из них: 80 час. (35%)- работа в ночное время.
11163 (МРОТ федеральный) / 168 час. (норма времени в ноябре 2018 г.)= 66,44 руб. (стоимость одного часа работы в ноябре 2018г).
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./168*80*35%=425,33 руб.*1,6=680,53 руб.
6) Норма часов в декабре 2018 года - 167 час. Отработано работником 156 час., из них: 80 час. (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./167*80*35%=427,88 руб.*1,6=684,60 руб.
Всего на сумму за период с июля по декабрь 2018г. – 3590,71 рублей.
Кроме того, работодателем неверно начислена оплата истца труда в ночное время в период с января по июль 2019 года.
1) Норма часов в январе 2019 года - 136 час. Отработано работником 136 час., из них: 72 час. - работа в праздничный день, 58 час. (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./136*58*35%=380,92 руб.*1,6=609,47 руб.
2) Норма часов в феврале 2019 года - 159 час. Отработано работником 152 час., из них: 78 час. (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./159*78*35%=438,17 руб.*1,6=701,07 руб.
3) Норма часов в марте 2019 года - 159 час. Отработано работником 168 час., из них: 16 час. - работа в праздничный день, 80 час. (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./159*80*35%=449,41 руб.
праздничные: 2552 руб./159*16 час.=256,80 руб.
(449,41 руб. + 256,80 руб.) *1,6=1129,93 руб.
4) Норма часов в апреле 2019 года - 175 час. Отработано работником 84 час., из них: 40 чс (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./175*40*35%=204,16 руб.*1,6= 326,65 руб.
5) Норма часов в мае 2019 года - 143 час. Отработано работником 160 час., из них: 74 час. (35%) - работа в ночное время, 17 час. - сверхурочные.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./143*74*35%=462,22 руб.
сверхурочные: 2552 руб./143*17 час.=303,38 руб.
(462,22 руб.+303,38 руб.)*1,6=1224,96 руб.
6) Норма часов в июне 2019 года - 151 час. Отработано работником 168 час., из них: 80 час. (35%) - работа в ночное время, 16 час. - работа в праздничные дни, 17 час. - сверхурочные.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./151*80*35%=270,41 руб.
сверхурочные: 2552 руб./151*17 час.=287,31 руб.
праздничные:2552 руб./151*16час.=270,41 руб.
(270,41 руб.+287,31 руб.+270,41 руб.)*1,6=1325 руб.
7) Норма часов в июле 2019 года - 184 час. Отработано работником 164 час., из них: 86 час. (35%) - работа в ночное время.
оклад 2552 руб.
ночные: 2552 руб./184*86*35%=417,47 руб.*1,6=667,95 руб.
Всего на сумму за период с января по июль 2019 г. – 5985,03 рублей.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБОУ СОШ № в пользу Дюжакиной М.В. подлежит взысканию заработная плата за периоды с июля по декабрь 2018 г., с января 2019г. по июль 2019г. в размере 9575 рублей 74 копеек (3590,71+5985,03).
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд полагает также, что с ответчика в пользу истца, в силу требований ст. 237 ТК РФ, частично подлежит возмещению и моральный вред, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, с учетом степени вины ответчика, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в сумме 500 рублей, которую суд считает разумной и справедливой, соответствующей степени нарушенного права истца.
В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны истца с округлением до полного рубля в силу п. 6 ст. 52 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дюжакиной М.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № <адрес> о взыскании заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № <адрес> в пользу Дюжакиной М.В. заработную плату за период с июля 2018 по декабрь 2018 в размере 3590 рублей 71 копейки, с января 2019 года по июль 2019 год в размере 5985 рублей 03 копеек, всего9575 рублей 74 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в сумме 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 26.11.2019 года.
Судья: Охроменко С.А.