РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2013 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Тульской С.Г.,
при секретаре Константиновой Т.В.,
с участием истца помощника Межрайонной Мценской прокуратуры Орловской области Асадовой Т.А., представителей ответчика - администрации Мценского района Орловской области, Макашова С.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области к администрации Мценского района Орловской области о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мценского района Орловской области об обязании ответчика разработать и согласовать с Приокским управлением федеральной службы по экологическому и технологическому атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в <адрес> Мценского района Орловской области, а так же обязать ответчика заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения - плотин указанных выше прудов.
В обоснование иска указано, что в собственности муниципального образования «Мценский район» находятся гидротехнические сооружения - плотины прудов, расположенные в <адрес> Мценского района Орловской области. Поскольку в силу положений Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» одним из требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, то на собственника гидротехнического сооружения указанным законом возложены обязанности по организации эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; по обеспечению разработки и своевременному уточнению критериев безопасности гидротехнического сооружения; по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Поскольку критерии безопасности указанных гидротехнических сооружений муниципальным образованием Мценский район не разрабатывались, Приокским Управлением Ростехнадзора не утверждались, со стороны администрации Мценского района имеет место несоблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в результате которых жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.
В связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию Мценского района Орловской области в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - плотин прудов, расположенных в Мценском районе Орловской области: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастроовый №; <адрес> кадастровый №, а так же обязать ответчика в срок до Дата заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - вышеуказанных плотин прудов.
Поскольку исковые требования Мценским межрайонным прокурором были заявлены к одному и тому же ответчику, то в соответствии со ст. 151 ГПК РФ, определением Мценского районного суда от 11 января 2013 года с согласия сторон три гражданских дела были объединены в одно производство.
Определением Мценского районного суда от 14 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области, администрация Тельченского сельского поселения Мценского района Орловской области, администрация Протасовского сельского поселения Мценского района Орловской области, арендатор плотины пруда, расположенной в деревне <адрес> - Багдасаров А.Н. и арендатор плотины пруда, расположенной в деревне <адрес> - Пономарев В.Б.
В судебном заседании старший помощник прокурора Асадова Т.И. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - Администрации Мценского района Орловской области Атабекян А.А. исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с положениями ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. При этом нормы ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в ст. 3 данного ФЗ и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. К опасным объектам, в соответствии с п.2 ст. 5 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», относятся расположенные на территории РФ гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский Регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. Таким образом, нормы ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» применяются только к гидротехническим сооружениям, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Нормы ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» применяются только к гидротехническим сооружениям, подлежащим внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. Поскольку истцом не представлено доказательств, что повреждение плотин прудов может привести к чрезвычайной ситуации, то отсутствуют доказательства того, что плотины прудов подлежат внесению в Российский Регистр гидротехнических сооружений и соответственно страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.
Представитель ответчика, Администрации Мценского района Орловской области, Макашов С.С. исковые требования так же не признал по указанным выше основаниям.
Представитель третьего лица, Приокского управления Ростехнадзора Бегунова Л.В. не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Мценского района и пояснила, что согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно ст. 7 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Формирование регистра возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. И для этого собственнику необходимо подать заявление о внесении гидротехнических сооружений в регистр гидротехнических сооружений. От администрации Мценского района такого заявления не поступало. Если собственник не согласен с тем, что гидротехническое сооружение относится к опасным объектам, то они должны предоставить доказательства этого, а именно составить расчёт вероятного вреда, который должен быть равен «0». Однако любое гидротехническое сооружение не может быть неопасным.
Третье лицо, Пономарев В.Б. в судебное заседание не явился, ранее, в судебном заседании 21 января 2013 года, пояснил, что августе 2009 года им был заключен договор с администрацией Мценского района об аренде плотины пруда, расположенной в <адрес>. Плотина, по его мнению, не представляет какой-либо опасности.
Третье лицо, Багдасаров А.Н. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что с иском не согласен, поскольку повреждение плотины не вызовет возникновение чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица, Спасско-Лутовиновского сельского поселения, в судебное заседание не явился. В судебном заседании 21 января 2013 года глава администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Болибкова М.В. при вынесении решения суда полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, администраций Тельченского сельского поселения в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, Протасовского сельского поселения представил суду заявление о рассмотрение дела в его отсутствие в связи с болезнью.
Выслушав старшего помощника прокурора Мценского межрайонного прокурора Орловской области, представителей ответчика и третьих лиц, изучив письменные материала дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Так, судом установлено, что администрация Мценского района является собственником гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Мценского района Орловской области, а так же свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 14-17, 18, 66, 123, 176).
Из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что длина плотины составляет 100 м., высота 12 м., ширина 4,5 м., инвентарный № (л.д. 19-21), из технического паспорта плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> усматривается, что длина плотины составляет 156 м., высота 7,5 м., ширина 5,5 м., инвентарный № (л.д. 67-68), согласно техническому паспорту плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> следует, что длина плотины составляет 190 м., высота 10 м., ширина 6 м., инвентарный № (л.д. 124-125), согласно техническому паспорту плотины пруда, расположенной по адресу: <адрес> следует, что длина плотины составляет 100 м., высота 8 м., ширина 4 м., инвентарный № (л.д. 177-178).
Из договора аренды недвижимого имущества от 04 августа 2009 года, заключенного между Пономаревым В.Б. и муниципальным образованием Мценский район в лице начальника Управления по Муниципальному району Савушкина Э.В., муниципальное образование Мценский район передал плотину пруда, шириной 6,0 метра, длина по гребню 190 м., инвентарный №, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> в аренду сроком на 20 лет (л.д. 116-119).
Из договора аренды недвижимого имущества от 07 августа 2009 года, заключенного между Багдасаровым А.Н. и муниципальным образованием Мценский район в лице начальника Управления по Муниципальному району Савушкина Э.В., муниципальное образование Мценский район передал плотину пруда, протяженностью 100 м., инвентарный №, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> в аренду сроком на 15 лет (л.д. 169-172).
Из результатов проверки Мценской межрайонной прокуратуры следует, что обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений: плотины прудов, расположенных в <адрес> муниципальным образованием Мценский район не производилось, Правила эксплуатации гидротехнических сооружений - указанных плотин прудов, расположенных в Мценском районе не разрабатывались. Указанное обстоятельство и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Абзацем вторым пункта второго Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а так же гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года №237, предусмотрено, что эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственной власти.
Таким образом, плотины прудов, расположенные в <адрес>, являются гидротехническими сооружениями. Именно собственник спорных объектов - администрация Мценского района Орловской области обязана обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений и организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения подлежит в соответствии со ст. 15 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ от 27.07.2010 г. № 225 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование в соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 7 указанного закона, гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Министерства транспорта РФ №66 от 27 апреля 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» был утвержден административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, государственных функций (предоставления государственных услуг) было установлено, что Инструкция о ведении Регистра утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2009 года N 117/66, гидротехнические сооружения вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации.
Из вышеуказанного следует, что все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, а владелец (собственник) гидротехнического сооружения обязан обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, затем обязан составить расчет вероятного вреда и все указанные документы представить в орган надзора.
Ответчик не предпринимает меры по выполнению требований законодательства по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, в связи с чем, создается опасность для неопределенного круга лиц, проживающих в Мценском районе и окружающей среды в связи с использованием гидротехнических сооружений - плотин прудов.
Кроме того установлено, что риск гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения администрацией Мценского района не застрахован.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Мценского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
При этом доводы ответчика о том, что в собственности муниципального образования отсутствуют гидротехнические сооружения, относящиеся к опасным объектам, на которые необходима разработка Правил эксплуатации и заключения договора страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений, а так же подлежат обязательному страхованию только те гидротехнические сооружения, которые внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, суд считает несостоятельными, поскольку доказательств этого, а именно расчёта вероятного вреда по гидротехническим сооружениям, который равен «0», ответчиком суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями. При этом, расчет вероятного вреда предоставляется владельцем гидротехнического сооружения в орган надзора.
Суд так же считает несостоятельными утверждения ответчика о том, что если вышеуказанные плотины прудов не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений, то риск гражданской ответственности не подлежит обязательному страхованию.
Согласно вышеуказанного Административного регламента, собственник гидротехнического сооружения обращается с заявлением о внесении гидротехнических сооружений (плотин прудов) в Регистр гидротехнических сооружений.
При этом не обращение администрации Мценского района с указанным заявлением и не внесение гидротехнических сооружений - плотин прудов в Реестр гидротехнических сооружений не освобождает ответчика от обязанности заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений - плотин прудов, поскольку именно собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за это.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мценского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Обязать администрацию Мценского района Орловской области в срок до Дата разработать и согласовать с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, правила эксплуатации гидротехнических сооружений, плотин прудов, расположенных в <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастроовый №:№; <адрес>, кадастровый №:№.
Обязать администрацию Мценского района Орловской области в срок до Дата заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений плотин прудов, расположенных в Мценском районе Орловской области: <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастроовый №; <адрес>, кадастровый №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2013 года.
Председательствующий Тульская С.Г.