Судья: Потапова С.В. дело № 33-25438/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Александрове А.Н.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Мирошниченко <данные изъяты> к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области об отмене решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче соответствующего удостоверения,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя ответчика – Смолянникова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Мирошниченко Р.В. обратился в суд с иском к Красногорскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области об отмене решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче соответствующего удостоверения.
В обоснование требований указал, что в октябре 2016 года он обратился в Красногорское управление социальной защиты Министерства социального развития Московской области с заявлением о присвоении его семье статуса многодетной. Однако в связи с отсутствием у него и членом его семьи регистрации по месту жительства в Московской области в присвоении вышеуказанного статуса и выдаче соответствующего удостоверения было отказано. Истец просил обязать Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области присвоить семье истца статус многодетной и выдать удостоверение соответствующего образца.
Мирошниченко Р.В. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2017 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснение явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 431 от 05 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 05мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).На основании Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства», а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец обращался в Красногорское Управление социальной защиты населения Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.
Красногорским Управлением социальной защиты населения Московской области истцу было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку все члены семьи имеют регистрацию по месту проживания, а не по месту жительства.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями Постановления Правительства Московской области от 11 марта 2016 года N 17/7, которым утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца, согласно которому удостоверение согласно Порядку выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: паспорт заявителя; фотография заявителя размером 3 см х 4 см; копии свидетельств о рождении детей; копия свидетельства о регистрации либо расторжении брака; копия свидетельства об установлении отцовства: копия решения суда об усыновлении ребенка; копии документов, подтверждающих установление опеки (попечительства) над ребенком; копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; справка с места жительства детей; копия соглашения родителей о месте проживания детей.
На основании п. 5 Порядка, удостоверение не выдается в случае представления не всех необходимых документов, а также отсутствия у семьи статуса многодетной.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Красногорского городского суда Московской области установлено, что Мирошниченко Р.В. и члены его семьи проживают на территории Московской области с августа 2008 года, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об отмене решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче соответствующего удостоверения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 07 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи