Дело № 2-880/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 10 июня 2015 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Тараховой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашова Д.С. к Корелиной Т.М., ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» о включении имущества в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л :
Балашов Д.С. обратился в суд с иском к О. о включении имущества в состав наследства. В обоснование иска указал, что приходится сыном Б., умершему (дата) г., и его наследником по закону первой очереди обратившимся за принятием наследства. При оформлении наследства выяснилось, что Б. приобрел у О. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от (дата) жилой дом <адрес> (даже по тексту Жилой дом, Дом). По условиям заключенного сторонами договора денежные средства за имущество переданы продавцу покупателем после подписания договора в нотариальной конторе, сам Дом передан покупателю продавцом до подписания договора, и продавец уполномочил покупателя осуществить государственную регистрацию перехода права собственности. После продажи Жилого дома на протяжении длительного времени им владел и пользовался Б., споров в отношении объекта недвижимости между покупателем и продавцом, либо какими-то иными лицами не было. В доме были зарегистрированы Б. и Балашов Д.С. Однако право собственности за наследодателем на основании вышеуказанного договора купли-продажи от (дата) зарегистрировано не было, что в настоящее время лишает истца возможности оформить свое право в отношении Дома в порядке наследования после смерти Б. В связи с изложенным просил включить Жилой дом в состав наследства, открывшегося (дата) со смертью Б.
Определением суда на основании ст.44 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) произведена замена ответчика О. (в связи с ее смертью) на ответчика Корелину Т.М.
В судебном заседании истец Балашов Д.С. и его представитель по доверенности Анточ А.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дали суду аналогичные объяснения. Дополнительно указали, что О., которой Дом принадлежал на праве собственности, добровольно заключила с Б. договор купли-продажи, получила денежные средства за Жилой дом, сам Дом передала Б., который с тех пор владел и пользовался им. В связи с наличием финансовых затруднений, а также вследствие правовой неграмотности переход права собственности на Дом зарегистрирован не был. Никаких споров в отношении Дома до настоящего времени не было. Истец – единственный наследник по закону умершего в (дата) Б., который в установленный срок обратился к нотариусу за принятием наследства. Однако поскольку права наследодателя на наследственное имущество должным образом зарегистрированы не были, Балашов Д.С. в настоящее время не имеет возможности во внесудебном порядке вступить в права наследования.
Ответчик Корелина Т.М. исковые требования признала, подтвердив доводы стороны истца. Указала, что О. приходилась ей тетей по линии матери, в отсутствие иных наследников она приняла открывшееся после смерти тети наследство. Более близких родственников, супруга на момент смерти у О. не было. При этом Дом в состав наследства не входил. Ей известно, что Жилой дом был продан О. в (дата)., она никогда эту сделку не оспаривала, вернуть себе право собственности на Дом не пыталась, признавала его продажу и получение за него денежных средств.
Представитель ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений против удовлетворения иска не представил.
Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
На основании ст. 218 п.2 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статья 1111 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст.1152 п.п.1,2 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Согласно ст.1154 п.1 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Статья 1153 Гражданского кодекса РФ устанавливает два способа принятия наследства: 1) подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; 2) путем совершения наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу положений ст.1142 п.1 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Б., (дата) г.рождения, скончался (дата) г., о чем в материалы гражданского дела представлена копия свидетельства о смерти от (дата) г.
Из объяснений истца и его представителя в судебном заседании, копии свидетельства о рождении, показаний свидетеля У., оснований не доверять которым у суда не имеется, представленной нотариусом А. копии наследственного дела №, следует, что после смерти Б. к нотариусу за принятием наследства (дата) обратился его сын – истец Балашов Д.С., иных лиц, обратившихся к нотариусу за принятием наследства, отказом от наследства не имеется. В ходе рассмотрения гражданского дела судом не установлено наличия у умершего Б. завещания, иных (помимо истца) наследников первой очереди, претендующих на наследство, споров в отношении наследственного имущества.
Статья 1112 Гражданского кодекса РФ устанавливает: В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из представленного в материалы гражданского дела в копии договора от (дата) г., продавец О. продала покупателю Б. принадлежащий ей на праве собственности Жилой дом за (руб)., уплачиваемых полностью после подписания договора в нотариальной конторе, передача отчуждаемого права на Дом продавцом и принятие его покупателем состоялось до подписания договора, и стороны договорились о том, что передаточного акта составляться не будет.
При этом, на основании ст.ст.219,223 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Как следует из объяснений истца Балащова Д.С., его представителя Анточа А.Г. в судебном заседании, представленных в материалы гражданского дела справки от (дата) №, и от (дата) № филиала СОГУП «Каменск-Уральское БТИиРН», а также уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от (дата) и от (дата) г., после заключения договора купли-продажи Жилого дома Б. право собственности на него в установленном порядке зарегистрировано не было, по настоящее время собственником Дома значится О., право собственности и иные права в отношении расположенного под Домом земельного участка не зарегистрированы.
В соответствии с предоставленной в материалы дела копии свидетельства о смерти от (дата) О. умерла (дата) Из представленного нотариусом В. копии наследственного дела, открытого со смертью О., следует, что в отсутствие завещания единственным наследником по закону, принявшим наследство после смерти наследодателя, явилась племянница умершей – ответчик Корелина Т.М., при этом Жилой дом в состав наследства не вошел, свидетельства о праве на наследство в отношении него нотариусом выдано не было. В судебном заседании ответчик Корелина Т.М. подтвердила, что правопритязаний в отношении Жилого дома она не имеет, ей было известно со слов О., что последняя в (дата) Дом продала, получив за него причитающиеся денежные средства, указанную сделку она никогда не оспаривала.
В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется согласно Гражданского кодекса РФ и ФЗ от 21.07.1997года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В силу п.1 ст.16 указанного ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Согласно ст.6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В силу ст.165 п.2 Гражданского кодекса РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
При этом из толкования положений закона в их взаимосвязи, согласно в том числе позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 года № 154-О, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.п.52,60) следует, что п.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. Получение в собственность имущества в порядке купли-продажи возникает в силу гражданского договора, при этом в регистрации договора не может быть отказано, если он составлен в надлежащей форме (в письменной форме путем составления одного документа) и к нему приложены документы, перечень которых установлен законом. Таким образом, государственная регистрация договора купли-продажи недвижимого имущества, равно как и государственная регистрация права собственности покупателя на жилое помещение, производимые соответствующим учреждением, не могут подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права собственности, вторгаться в содержание договора. Государственная регистрация - это формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Получаемое стороной в результате государственной регистрации свидетельство о праве является не правоустанавливающим, а лишь правоподтверждающим документом. Государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Как следует из объяснений в судебном заседании истца Б., его представителя Анточа В.Г., показаний допрошенного судом свидетеля У., оснований не доверять которым у суда не имеется, а также представленных в дело письменных доказательств (копий справки Администрации Синарского района от (дата) №, домовой книги, справки председателя квартального комитета К. от (дата) № до заключения договора купли-продажи (дата) Дом фактически был передан Продавцом О. покупателю Б., последний полностью передал продавцу цену приобретаемого имущества, тем самым обе стороны выполнили условия состоявшегося между ними договора купли-продажи. О. при отчуждении Жилого дома снялась в нем с регистрационного учета, в Доме с (дата) и по день смерти был зарегистрирован наследодатель Б., а с (дата) – его сын – истец Балашов Д.С., с (дата) и по момент смерти Домом владел и пользовался наследодатель Б., который осуществлял необходимые платежи за дом и земельный участок, обеспечивал присмотр и уход за ними, принимал меры по сохранению.
В связи с изложенным суд полагает возможным признать что право собственности на Жилой дом на основании договора от (дата) перешло к покупателю Б., и Жилой дом подлежит включению в состав наследственного имущества, открывшегося с его смертью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Балашова Д.С. к Корелиной Т.М., ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» о включении имущества в состав наследства удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося со смертью Б., (дата) года, последовавшей (дата) года, жилой дом <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его провозглашения путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.
Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.
Судья: <*****>. Земская Л.К.