Дело № 2- 814\14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 17 апреля 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Зайковой С.Е., с участием представителя истца – помощника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Ванцяна С.З., представителей ответчиков - ОИК № 5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю – Романченко Т.В., ГУФСИН России по Пермскому краю - Кочергиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по заявлению Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ о понуждении к выполнению законных требования,
У с т а н о в и л :
Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности на ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить реализацию права осужденных на проведение отпусков в соответствие с требованиями Приказа ФСИН России от <дата> года № <данные изъяты>, оборудовать в ИК-5 специальное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении; ГУФСИН по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением реализации осужденными прав на проведение отпусков в специальном помещении согласно Приказа ФСИН России от <дата> № <данные изъяты>
В обоснование иска указывает, что согласно части 4 ст. 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.
Приказом ФСИН России от <дата> № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», предусмотрено, что в исправительных учреждениях должно быть специальное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении.
Проверкой установлено, что в ИК-5 специального помещения для проведения осужденными отпусков не имеется.
Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. Обязанность реализации этого права осужденных возлагается на руководителя учреждения или органа, в котором они отбывают наказание. В связи с чем прокурор заявляет требование о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения законодательства, определяющего создание нормальных материально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы.
В судебном заседании представитель истца помощник Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Ванцян С.З. на иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Романченко Т.В. иск не признала, пояснив суду, что в настоящий момент в ФКУ ОИК-5 ведутся работы по благоустройству отряда строгих условий содержания осужденных (<данные изъяты>), согласно требованиям приказа ФСИН России от <дата> г. № <данные изъяты>. Для завершения строительства необходимо финансовое обеспечение, денежные средства ГУФСИН России по Пермскому краю не выделяются.
На территории ИК-5 ФКУ ОИК-5 отсутствуют помещения для проведения отпусков, после завершения строительства отряда строгих условий содержания, будет решен вопрос об организации помещения для проведения отпусков.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю Кочергина А.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю смет, запросов на выделение денежных средств на оборудование специального помещения для проведения осужденными отпусков от ФКУ ОИК-5 не поступало. В соответствии с Уставом ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета. Дополнительное финансирование получает в пределах утвержденных лимитов, на основании предоставленных ФКУ ОИК-5 заявок. Лимиты расходуются в соответствии с поданными заявками. Следовательно, ФКУ ОИК-5 может самостоятельно запланировать расходы по оборудованию в ИК-5 специального помещения для проведения осужденными отпусков. Просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы», администрация учреждений обязана обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ в исправительных учреждениях.
Частью 2 статьи 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В силу ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В силу части 4 ст. 104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии со ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Приказом ФСИН России от <дата> г. № "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусмотрено, что в исправительных учреждениях должно быть оборудовано специальное помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено то, что в ИК-5 не имеется специального помещения для проведения осужденными отпусков. Осужденные вынуждены проводить свои отпуска в расположении отрядов колонии, что подтверждается справкой начальника указанного учреждения от 27.02. 2014 года.
Таким образом, обязанность ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по устранению указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства по сути не оспаривается ответчиками. Представителем ФКУ ОИК-5 в суде подтверждено, что на территории ИК-5 ФКУ ОИК-5 отсутствуют помещения для проведения отпусков, и после завершения строительства отряда строгих условий содержания, будет решен вопрос об организации помещения для проведения отпусков.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком ФКУ ОИК-5 запланировано обустройство помещений для проведения отпусков.
Отсутствие необходимого финансирования, смет и запросов на выделение денежных средств на оборудование специального помещения для проведения осужденными отпусков от ФКУ ОИК-5, не является причиной, исключающей применение судом норм действующего законодательства, не освобождает ответчиков от обязанности реализовать права осужденных на проведение ежегодных отпусков в специальном помещении для проведения отпусков при учреждении.
При таком положении, учитывая, что ответчиками не подтверждены в установленном порядке приводимые им доводы, у суда не имеется оснований для признания их доводов обоснованными.
Заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку направлены на защиту прав неопределенного круга осужденных.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ о понуждении к выполнению законных требования удовлетворить.
Обязать ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в срок до <дата> обеспечить реализацию права осужденных на проведение отпусков в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от <дата> № <данные изъяты> путем оборудования в ИК-5 специального помещения для проведения осужденными отпусков при учреждении.
ГУФСИН России по Пермскому краю обязать организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением осужденных правом на проведение отпусков в специализированном помещении, оборудованном в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от <дата> № <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.
Судья Н.Б. Слонова