РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2018 г. Промышленный районный суд г. Самара
в составе: председательствующего судьи Пискаревой И.В.,
при секретаре Егорове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Мочалова В.Е. к Муниципальному Автономному Учреждению г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» об оспаривании отказа в приеме документов
УСТАНОВИЛ:
Мочалов В.Е. обратился в суд с вышеуказанным административным иском об оспаривании действий МАУ «МФЦ», выразившиеся в отказе в приеме документов для замены паспорта РФ по причине достижения 20-летнего возраста, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 51 мин. сотрудницей МАУ «МФЦ» К. истцу было отказано в приеме документов, поданных в связи с заменой паспорта гражданина РФ по причине достижения истцом двадцатилетнего возраста. Истцу было выдано уведомление об отказе в приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа в приеме документов послужило отсутствие у истца военного билета. Истец считает, что данный отказ является незаконным и нарушающим его права как гражданина РФ, поскольку он не является военнообязанным, не зачислен в запас, военный билет у него отсутствует. Кроме того, необходимую информацию возможно было получить, направив соответствующий запрос в порядке информационного взаимодействия.
На основании изложенного, просит признать отказ административного ответчика в приеме документов для замены паспорта гражданина РФ по причине достижения двадцатилетнего возраста незаконным.
В судебном заседании административный истец Мочалов В.Е. поддержал административные исковые требования, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 12:51 сотрудницей МАУ «МФЦ» К. ему было отказано в приеме документов, поданных им в вышеуказанное учреждение для замены паспорта гражданина РФ по причине достижения мной двадцатилетнего возраста. В подтверждение отказа ему было выдано уведомление об отказе в приеме документов. Основанием для отказа в приеме документов послужило отсутствие у него документов воинского учета, военного билета. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права как гражданина РФ, так как он не является военнообязанным и не зачислен в запас. Он является лицом, подлежащим призыву на военную службу, проходил в военкомате медицинскую комиссию, в отношении него было принято решение, о том, что он подлежит призыву на военную службу, однако удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ему в военкомате не выдают. Информация о постановке на воинский учет могла быть получена органом, осуществляющим выдачу паспорта самостоятельно в порядке информационного взаимодействия. Полагает, что требование МАУ «МФЦ» при приеме документов на замену паспорта документов воинского учета является излишним, поскольку предоставление этих документов не предусмотрено Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Скороходова Е.Н. в удовлетворении иска просила отказать, пояснила, что выдача, замена паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ в МАУ МФЦ г.о. Самара, предоставляется в соответствие с соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ и включает в себя прием от заявителей документов, необходимых для оказания услуги и передачу их в соответствующие территориальные органы по вопросам миграции для оформления паспорта. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в МАУ МФЦ г.о. Самара с заявлением о замене паспорта по причине достижения им двадцатилетнего возраста. На момент обращения перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, истцом был предоставлен не в полном объеме (перечень документов указан в п. 35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании не предоставления полного пакета документов административным истцом, специалистом МАУ МФЦ г.о. Самара К. было отказано в приеме комплекта документов. Считает, что специалист МАУ МФЦ г.о. Самара К. действовала в рамках должностной инструкции и указанного Административного регламента, нарушений закона им прав истца со стороны сотрудника МАУ «МФЦ» К. не допущено.
Специалист МАУ «МФЦ» К., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в удовлетворении исковых требований Мочалова просила отказать, пояснив, что при решении вопроса действовала на основании инструкции и Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца в МАУ «МФЦ» документы у административного истца не были приняты, поскольку им не предоставлен полный комплект документов для замены паспорта, а именно не был предоставлен военный билет, приписное свидетельство либо иной документ, свидетельствующий о постановке на военный учет. По просьбе истца, ею было выдано уведомление об отказе в приеме документов.
Представитель Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Судом установлено, что 06.211.2017 административный истец Мочалов В.Е. достиг 20-летнего возраста. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МАУ «МФЦ» для замены паспорта в связи с достижением 20 лет.
Согласно уведомления, выданного главным специалистом МАУ «МФЦ» К. ДД.ММ.ГГГГ в 12.51 час., Мочалову В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано в приеме документов по причине отсутствия военного билета, на основании п. 26.1 п. 35 Административного регламента № от 30.11. 2012
Суд считает, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права административного истца Мочалова В.Е.
Муниципальное автономное учреждение городского округа Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее — МАУ «МФЦ») осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами федеральной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», иных норм действующего законодательства.
МАУ «МФЦ» организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее -Соглашение). Государственная услуга «Выдача, замена паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ» в МАУ «МФЦ» предоставляется в соответствии с Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ и включает в себя прием от заявителей документов, необходимых для оказания услуги и передачу их в соответствующие территориальные органы по вопросам миграции для оформления паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ Мочалов В.Е. обратился в МАУ «МФЦ» по замене паспорта по достижению 20-летнего возраста. На момент обращения перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги установлен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 391.
Согласно п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 828 в паспорте производятся отметки об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста.
В соответствии с п.26.1 вышеуказанного Административного регламента, документами необходимыми для предоставления государственной услуги являются документы воинского учета (при наличии соответствующего основания).
В силу ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе воинский учет.
В соответствии со ч.1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждан обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом, проходящих военную службу, отбывающих наказание в местах лишения свободы, женского пола, не имеющих военно- учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 18 Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждают постановку на воинский учет в том числе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3-х месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу – по месту пребывания) в военном комиссариате; бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Таким образом, судом установлено, что Мочалов В.Е. является лицом, обязанным состоять на воинском учете. Доказательств того, что он освобожден от данной обязанности истец не представил.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы воинского учета предоставляются в форме документа на бумажном носителе гражданином лично. Возможность запроса документов воинского учета в порядке информационного взаимодействия по межведомственному запросу указанным законом не предусмотрена.
Суд приходит к выводу, что Мочалову В.Е. административным ответчиком было обоснованно отказано в приеме документов на основании пункта 35 Административного регламента, в связи непредставлением полного пакета требуемых документов, перечисленных в п.23.-30.3 Административного регламента, а именно документов воинского учета.
Признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения действий, бездействия нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В связи с тем, что нарушений закона в действиях должностного лица административного ответчика не установлено, суд не усматривает и нарушения прав, свобод и законных интересов Мочалова В.Е. со стороны административного ответчика.
Должностным лицом МАУ «МФЦ» были даны разъяснения Мочалову В.Е. о том, какие документы ему необходимо предоставить. Административный истец Мочалов В.Е. подтвердил, что он действительно прошел медицинскую комиссию в военкомате и в отношении него принято решение о том, что он подлежит призыву на военную службу. Однако документа воинского учета ему не выдали. С письменным заявлением о выдаче удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, он не обращался.
Суд полагает, что административный истец не лишен возможности получить в установленном порядке соответствующий документ воинского учета – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и повторно обратиться в МАУ «МФЦ» или непосредственно в территориальный орган по вопросам миграции МВД РФ, уполномоченный на выдачу паспортов, представив все необходимые документы для замены паспорта, предусмотренные вышеуказанным Административным регламентом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность предоставления необходимых документов, в том числе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, административный истец суду не представил.
Принимая во внимание, что судом не установлено факта нарушения требований вышеуказанных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок приема документов на замену паспорта, а также законных прав и интересов административного истца, суд считает, что основания для удовлетворения административного иска Мочалова В.Е. о признании незаконным отказа в приеме документов для замены паспорта РФ по причине достижения 20-летнего возраста отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░