Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1080/2020 ~ М-1081/2020 от 22.07.2020

№ 2-1080/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е РА Ц И И

18 августа 2020 года                                                                                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Раенгулова А.Б.

при секретаре судебного заседания Гасмыовой В.А.к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора г.Салехарда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г.Салехард о возложении обязанности совершить действия по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельный участок, занятый автомобильной дорогой,

УСТАНОВИЛ:

Истец и.о.прокурора г. Салехард в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г.Салехард об обязании совершить действия по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на земельный участок, занятый автомобильной дорогой, в обоснование заявленных требований указав, что автомобильная дорога микрорайона «Первомайский» внесена в перечень автомобильных дорог, утвержденный постановлением администрации МО г.Салехард № 213 от 18.05.2012 года, участок дороги в районе дома № 25 мкр.Первомайский (проезд от д.25 мкр.Первомайский до мостовых сооружений – д.40 мкр.Брусничный) не входит в общую протяженность дорог. В отношении земельного участка на котором расположена указанная автомобильная дорога ответчиком не проведены мероприятия по оформлению права собственности, их постановке на кадастровый учет и проведению межевания. В отношении автомобильной дороги не оформлено право собственности как на объекты капитального строительства, что не позволяет собственнику земельных участков выполнять возложенные действующим земельным законодательством обязанности, а землепользователю использовать земельные участки на законных основаниях в том числе использовать бюджетные средства на содержание автомобильных дорог. Непринятие мер по регистрации права собственности на автомобильную дорогу может привести к невозможности реализации органами местного самоуправления полномочий по владению и пользованию указанным имуществом, выполнению обязанностей по его содержанию и ремонту, а, следовательно, необеспечению безопасности дорожного движения, что в результате может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, повреждение имущества.

В судебном заседании помощник прокурора Усенова на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Ерёмин в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал на то, что в ближайшее время право собственности на спорный объект будет зарегистрировано за городом, документы в настоящее время находятся в регистрирующем органе.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу п.11 ст.5 указанного федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п.9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 62 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что в целях создания единого государственного реестра автомобильных дорог до 01.07.2008 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, владельцы автомобильных дорог, физические или юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, сведения, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона.

Реестр автомобильных дорог является единым - как для дорог, существовавших до вступления в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, так и для дорог, созданных после его вступления в силу.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ единый государственный реестр автомобильных дорог - это федеральный информационный ресурс, содержащий сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132, 133.1 и 164 ГПК РФ.

Постановлением Администрации МО г.Салехард от 18.05.2012 года № 213 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и объектов улично-дорожной сети муниципального образования г.Салехард.

Автомобильная дорога микрорайона «Первомайский» внесена в перечень автомобильных дорог, утвержденный постановлением администрации МО г.Салехард № 213 от 18.05.2012 года, участок дороги в районе дома № 25 мкр.Первомайский (проезд от д.25 мкр.Первомайский до мостовых сооружений – д.40 мкр.Брусничный) не входит в общую протяженность дорог.

В отношении земельного участка, на котором расположена указанная автомобильная дорога, ответчиком не проведены мероприятия по оформлению права собственности, их постановке на кадастровый учет и проведению межевания. В отношении автомобильной дороги не оформлено право собственности как на объекты капитального строительства, что не позволяет собственнику земельных участков выполнять возложенные действующим земельным законодательством обязанности, а землепользователю использовать земельные участки на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства на содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Уставом МО г.Салехард к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки, проведённой прокуратурой г.Салехард, установлено, что администрацией МО г.Салехард полномочия по регистрации права собственности на спорную автомобильную дорогу в полной мере не исполняются.

Установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - участок дороги в районе дома № 25 мкр.Первомайский (проезд от д.25 мкр.Первомайский до мостовых сооружений – д.40 мкр.Брусничный) в регистрирующих органах Росреестра отсутствуют.

Прокурором г.Салехард вынесено представление от 25.09.2019 об устранении нарушений требований законодательства, принятии мер по регистрации в органах Росреестра права собственности на указанный участок автодороги. Указанное представление направлено в администрацию МО г.Салехард.

Из сообщения администрации 145.10.2019 № 1.01-08-04/439 следует, что в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги «микрорайон Первомайский, проезд дома № 25 микрорайона Первомайский – 3 до дома № 40 микрорайона Брусничный не относится к автомобильной дороге соответствующего микрорайона в понимании п.1 ст.3 № 257-ФЗ. Проезд от дома № 25 мкр.Первомайский – 3 до дома № 25 мкр.Брусничный относится к землям государственной собственности, на которые не разграничена. Участок дороги от дома № 2Б (25) мкр.Брусниынй до мостовых сооружений вблизи дома № 40 мкр.Брусничный на праве собственности принадлежит Таран А.В. Администрация МО г.Салехард не имеет законной возможности осуществлять мероприятия по его содержанию в рамках действующего муниципального контракта до момента регистрации прав собственности на данный объект.

Из анализа представленных суду доказательств следует, что спорный объект недвижимости соответствует установленным п. 1 ст. 3, п.11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиям для его определения как автомобильной дороги, в том числе автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа.

С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации МО г.Салехард в силу закона обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу в границах данного муниципального образования, и внести сведения об автомобильных автодорогах в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Сведений о том, что участок дороги в районе дома № 25 мкр.Первомайский (проезд от д.25 мкр.Первомайский до мостовых сооружений – д.40 мкр.Брусничный) является бесхозяйным имуществом, не установлено. В связи с тем, что спорный объект включен в перечень муниципальной собственности, утвержденный постановлением администрации МО г.Салехард № 213 от 18.05.2012, учитывая, что в ходе рассмотрения дела не добыто доказательств, подтверждающих права каких-либо иных лиц на вышеуказанную автомобильную дорогу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает достаточным для исполнения решения срок до 01.01.2021.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2021 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ № 25 ░░░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ № 40 ░░░.░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░

2-1080/2020 ~ М-1081/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора города Салехард
Ответчики
Администрация МО г. Салехард
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Раенгулов Алишер Булатович
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2020Передача материалов судье
23.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2021Дело оформлено
22.01.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее