Дело № 2-3431/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2016 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе судьи Кизирбозунц Т.Т.,
при секретаре Хуснетдиновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыкиной С.Г. к ИФНС России по Железнодорожному району города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Цыкина С.Г. обратилась в суд с иском к ИФНС России по Железнодорожному району города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок № 53 в СНТ «Тепловозник» в Железнодорожном районе г. Ульяновска в порядке наследования. В иске указала, что ФИО5 (отец истца) с ДД.ММ.ГГГГ г. пользовался земельным участком в садовом товариществе «<данные изъяты>». Он был принят в члены товарищества ДД.ММ.ГГГГ по протоколу №, что подтверждается членской книжкой СНТ «Тепловозник». Романов Г.И. пользовался участком №, оплачивал членские взносы, ухаживал, облагораживал, сажал насаждения на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ Романов Г.И. умер (свидетельство о смерти №). Истец указывает, что она фактически приняла наследство на спорный земельный участок, добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком с момента смерти Романова Г.И. по настоящее время, на протяжении 17 лет оплачивает членские взносы, обрабатывает землю. Данный участок был поставлен на кадастровый учет Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестр» по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок № в садовом товариществе «<данные изъяты>» в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о передаче в собственность земельного участка № в садовом товариществе «<данные изъяты>», но получила отказ, так как согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц СНТ «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ году и повторно было зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно пункту статье 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В соответствии со статьей 40 ФЗ №66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединен граждан» при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое имущество. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к нотариусу о принятии наследства и выдачи свидетельства о принятии наследства. Однако в совершении нотариального действия ей также было отказано. Ссылаясь на статьи 131, 1153 Гражданского кодекса РФ просила признать право собственности на земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, в порядке наследования.
В судебном заседании Цыкина С.Г. исковые требования поддерживала, пояснения дала аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ИФНС России по Железнодорожному району города Ульяновска в суд не явился, надлежаще извещался.
Представитель третьего лица СНТ «<данные изъяты>» К.. в судебном заседании пояснил, что СНТ «<данные изъяты>» было создано в ДД.ММ.ГГГГ г. СНТ был заключен с администрацией города Ульяновска договор аренды на земельный участок на срок 10 лет. В ДД.ММ.ГГГГ г. СНТ было ликвидировано и вновь создано в ДД.ММ.ГГГГ г. Договор аренды на земли СНТ не перезаключался. В настоящее время принимаются меры для заключения данного договора. Ранее у ФИО5 был земельный участок на оползневой зоне, затем ему был выделен не на оползневой зоне. В связи с тем, что земельные участки перераспределялись, образовалась двойная нумерация садовых участков. Кадастровый паспорт, представленный истцом, не на земельный участок №, на который претендует истец. В СНТ дублируются номера земельных участков, кадастровый № с площадью <данные изъяты> кв.м. – это другой земельный участок. Площадь земельного участка № - <данные изъяты> кв.м. Размер изменился в связи с тем, что другие члены СНТ вышли за границы своих земельных участков. Кроме указанного, рядом со спорным участком проходит высоковольтная линия электропередачи. На соседнем участке № имеется инженерные коммуникации РЭУ МУП «Ульяновскводоканал», но спорный земельный участок не в охраненной зоне. Просил исковые требования удовлетворить частично на <данные изъяты> кв.м.
Представитель МУП «Ульяновскводоканал» Б.. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась, поскольку сведений о границах земельного участка не имеется, топографическая съёмка отсутствует, поэтому точно сказать о наличии либо отсутствии инженерных сетей невозможно. По сведениям РЭУ МУП «Ульяновскводоканал» рядом со спорным участком проходят инженерные сети, земельный участок находится в охранной зоне. Просила в иске отказать.
Представители третьих лиц администрации города Ульяновска, УМС администрации города Ульяновска, УФСГРКиК по Ульяновской области, ООО Газпром гозораспределение Ульяновск», МУП «Ульяновская городская сеть», Управления Росреестра, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульянвоской области, УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, третьи лица Морозов А.Н., Андосев В.М., Качанов В.Н., привлеченные судом в порядке ст. 43 ГПК РФ в судебное заседание не явились, надлежаще извещались.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В соответствии с п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно ч. 1, ч. 3 вышеназванного закона предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
По общему правилу, установленному ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Таким образом, действующее законодательство связывает течение срока для принятия наследства с моментом открытия наследства - днем смерти наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права и разъяснений по их применению, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество. При этом юридически значимым обстоятельством для восстановления срока принятия наследства является обстоятельство того, знал ли или должен был знать наследник о смерти наследодателя, то есть о самом факте открытия наследства.
Кроме того, приведенная выше норма ГК РФ предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Закрытого перечня уважительных причин пропуска срока принятия наследства закон не предусматривает.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока, для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованиями о признании права собственности наследственного имущества в порядке наследования.
Суд, оценив доказательства в совокупности, пришел к выводу об отказе в исковых требования Цыкиной С.Г., поскольку объективно с момента открытия наследства, ДД.ММ.ГГГГ, истец не был лишен возможности реализовать свои правопритязания на наследственное имущество.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска предусмотренного законом срока для принятия наследства истцом не представлено и судом таковых не установлено.
Учитывая данные обстоятельства и исходя из содержания ст. ст. 1154, 1155 ГК РФ о сроке принятия наследства, суд пришел к выводу о том, что Цыкиной С.Г. не представлено суду доказательств уважительности причин пропуска срока принятия наследства, не представлено доказательств того, что она не знала и не могла на протяжении более 17 лет знать о смерти наследодателя Романова Г.И.
Таким образом, оснований для признания за Цыкиной С.Г. права собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым номером 73:24:011104:61 по адресу: <адрес>, садовое товарищество «<данные изъяты>», у суда не имеется.
При этом суд отмечает, что к моменту смерти Романов Г.И. владел земельным участком на землях СНТ «<данные изъяты> на оползневом склоне. Цыкина С.Г. претендует на земельный участок местоположение которого в другой части СНТ, что следует из схемы земельных участков общества, и не оспаривается сторонами. Спорный земельный участок № (по двойной нумерации) и на который претендует истец, имеет кадастровый номер № составляет <данные изъяты> кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м. и согласно пояснения председателя СНТ, данный земельный участок находится не в испрашиваемом истцом местоположении земельных участков СНТ «<данные изъяты>».
В связи с этим исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Цыкиной С.Г. к ИФНС России по Железнодорожному района города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок <данные изъяты>, расположенный по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, Железнодорожный район, садовое товарищество «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, в порядке наследования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кизирбозунц Т.Т.