РЕШЕНИЕ
20 сентября 2019 года г.Новосибирск
Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Елапова Ю.В.
при секретаре Ковалишиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору Перегоедова С.В. № 0433 от 11.06.2019 г. о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 11.06.2019г. № 0433 по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедовым С.В., ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» обратился в суд с жалобой на постановление, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на то, что отсутствует вина ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» во вмененном ему правонарушении.
Указывает, что заместителем главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедовым С.В. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправность источников внутреннего противопожарного водопровода;
- на объекте защиты руководитель организации не организовал перекатку пожарных рукавов;
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов необходимым инвентарем;
- на объекте защиты пожарный рукав не присоединен к пожарному крану;
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние пожарных насосных агрегатов;
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты;
- руководитель организации не обеспечил проведение проверки и исправность систем вентиляции и дымоудаления (отключении вентиляции при пожаре).
При этом в действиях ООО УО «Первая открытая управляющая компания» отсутствует состав административного правонарушения.
Жилой дом по адресу: г. Новосибирск, ... введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 30.12.2016г. __ Приказом Администрации Ленинского района г.Новосибирска от 22.03.2017г. __ объекту присвоен адрес: г. Новосибирск, ....
Строительство объекта осуществил застройщик ООО Виакон «Проект Радуга».
В настоящий момент в отношении ООО Виакон «Проект Радуга» введена процедура конкурсного производство, что подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.11.2018 года по делу __
Перегоедов С.В. по ... на основании протокола общего собрания собственников от 14.08.2018 года5 и Приказа ГЖИ НСО от 21.08.2018 года.01.09.2018г. ООО УО «Первая открытая управляющая компания» приступила к управлению многоквартирным домом.
После приемки дома, ООО УО «Первая открытая управляющая компания» были обнаружены, существенные строительные недостатки и недоделки общего имущества многоквартирного дома, в пределах гарантийного срока, препятствующие нормальной и благоприятной эксплуатации объекта собственниками квартир.
Недостатки установлены и подтверждены контролирующими органами, в том числе Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии г.Новосибирска, Министерством строительства Новосибирской области.
Выявленные дефекты являются следствием нарушения строительных технологий, выполнения строительно-монтажных работ с отступлением от действующих СНип, ГОСТов, ТУ и применения некачественных материалов, а также невыполнением проектных решений.
Кроме того, в момент передачи многоквартирного дома застройщик не передал техническую, рабочую, исполнительную документацию, что затрудняет управление домом.
На данный момент общая сумма выявленных недостатков составляет 23 738 166 рублей, из них, 1 992 823 рублей - сумма необходимая для устранения недостатков пожарной автоматики.
ООО УО «Первая открытая управляющая компания» ответственна за выполнение требований пожарной безопасности, но лишь при эксплуатации жилищного фонда, а не в связи допущенными нарушениями при строительстве жилых домов, а также при приемке их в эксплуатацию.
Недостатки по устранению нарушению норм пожарной безопасности должны устраняться компанией-застройщиком, гарантийный срок для их устранения еще не истек.
На момент вынесения постановления управляющая компания управляла многоквартирным домом на протяжении 9 месяцев. За этот период были предприняты все возможные действия для устранения недостатков общего имущества (в том числе для устранения нарушения норм пожарной безопасности), а именно:
1) Направлена претензия ООО Виакон «Проект Радуга» об устранении недостатков;
2) Подано заявление о включение в реестр требований кредиторов ООО Виакон «Проект Радуга»;
3) Заявлено ходатайство о проведении экспертизы с целью установления перечня недостатков, причин их возникновения и стоимости устранения в рамках дела №А45-1652/2018;
4) Составлен сметный расчет на дооборудование: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, системы приточной вентиляции, автоматизации систем вентиляции;
5) Направлены запросы и получены коммерческие предложения по дооборудованию систем противопожарной безопасности;
6) Истребована техническая документация на многоквартирный дом.
В действиях ООО УО «Первая открытая управляющая компания» умысел или неосторожность, как форма вины отсутствует.
Управляющая компания осуществляет деятельность в пределах своей компетенции и реально осуществляет все возможные действия для устранения выявленных нарушений, которые были допущены в процессе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию дома.
Все выявленные нарушения требований пожарной безопасности связанны с недобросовестными действиями застройщика ООО Виакон «Проект Радуга» выраженные в нарушении норм и невыполнении обязательств по передаче документации.
Таким образом ООО УО «Первая открытая управляющая компания» считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО УО «Первая открытая управляющая компания» по доверенности Мельникова О. В. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - заместитель главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедов С.В., в судебное заседание не явился, извещен;
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Гиман Д. А. в судебном заседании возражал против отмены постановления.
Суд, выслушав представителя привлекаемого лица, исследовав письменные материалы дела, проанализировав доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководителя федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно положениям ст. 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Статьей 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, запрещено устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (пп. "к").
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом обязанность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, может быть возложена на управляющую организацию.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества включает меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. «е»).
Пунктом 42 этих Правил предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.
Как следует из материалов дела, 23.05.2019г. заместителем главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедовым С.В. проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением законодательства пожарной безопасности в помещениях по адресу: г. Новосибирск, ....
В ходе проверки были выявлены нарушения:
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправность источников внутреннего противопожарного водопровода;
- на объекте защиты руководитель организации не организовал перекатку пожарных рукавов;
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов необходимым инвентарем;
- на объекте защиты пожарный рукав не присоединен к пожарному крану;
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние пожарных насосных агрегатов;
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты;
- руководитель организации не обеспечил проведение проверки и исправность систем вентиляции и дымоудаления (отключении вентиляции при пожаре).
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе постановлением № 0433 от 11.06.2019г.
Делая вывод о наличии в действиях ООО УО «Первая открытая управляющая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо правильно руководствовался фактом установления вины ТСЖ в допущенных нарушениях. ООО УО «Первая открытая управляющая компания», осуществляющее управление многоквартирным домом __ по ... в г.Новосибирске, должно соблюдать нормы жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами и нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию систем противопожарной безопасности в данном доме, в том числе на предмет обеспечения требований пожарной безопасности. Управляющая организация обязана принять меры пожарной безопасности с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, в связи с чем виновность ООО УО «Первая открытая управляющая компания» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ только существенные нарушения процессуальных требований могут являться основанием для отмены постановления, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, орган, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Оснований для иной оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, отличной от оценки, данной должностным лицом, судьей не установлено.
Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части размера назначенного наказания.
Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из изложенных в частях 1, 3 ст. 4.1. КоАП РФ положений, судье и должностному лицу, органу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая отсутствие в рассматриваемом случае факторов, свидетельствующих о невозможности и нецелесообразности применения более мягкого вида наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность лица (совершение впервые административного правонарушения, принятие мер к устранению выявленных нарушений), и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, имущественное и финансовое положение ООО УО «Первая открытая управляющая компания», суд полагает необходимым заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В связи с этим постановление от 11.06.2019г. __ по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедовым С.В., подлежит изменению с назначением ООО УО «Первая открытая управляющая компания» административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.4-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Перегоедова С.В. по делу об административном правонарушении от 11.06.2019г. № 0433 предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить в части вида назначенного наказания, назначив ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО УО «Первая Открытая Управляющая компания» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.
Судья «подпись» Ю.В. Елапов
Подлинное решение находится в материалах административного дела № 12-234/2019 в Заельцовском районном суде г. Новосибирска.