Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3953/2015 ~ М-3500/2015 от 19.06.2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

дата                  г.Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Трух Е.В., при секретаре Викторовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Казариной Т.В. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации инвалида,

УСТАНОВИЛ:

Казарина Т.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области указав, что является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно, дата ей оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой она должна быть обеспечена таким техническим средством реабилитации как «динамический параподиум». дата ею самостоятельно за счет собственных средств приобретен аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью *** руб., изделие имеет необходимые регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, отвечает требованиям ГОСТ. дата Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ей представлен отказ в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, поскольку наименование приобретенного изделия не соответствует ИПР. Истец полагает, что динамический параподиум является одним из видов ортеза, в связи с чем, отказ ответчика в компенсации является незаконным, также просит суд обязать ответчика в месячный срок со дня вынесения решения выплатить ей компенсацию за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации – аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) путем перечисления денежных средств истице почтовым переводом.

В судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в суд не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что поскольку в ИПР Казариной Т.В. отсутствуют указания на обеспечение «аппаратом на нижние конечности и туловище (ортез)», ей было отказано в назначении и выплате компенсации.

Представитель третьего лица Филиала № 5 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Громова А.М. пояснила, что динамический параподиум является опорой для конечностей и туловища и является разновидностью ортезов.

Выслушав третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Казарина Т.В. является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается справкой серии *** №....

Индивидуальной программой реабилитации, выданной ей дата в качестве технического средства реабилитации предусмотрен «динамический параподиум».

дата истцом самостоятельно за счет собственных средств приобретен аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью *** руб.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 10 вышеназванного Закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее по тексту – ИПР) является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.

В соответствии с п. 8 указанного Перечня среди технических средств реабилитации предусмотрены: протезы и ортезы.

В силу п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами (пункт 15-(1)).

Аналогичное правило компенсации расходов на приобретенное изделие содержится в статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2012 г. N 175 "О формировании министерства здравоохранения Самарской области и министерства социально-демографического развития Самарской области" Министерство здравоохранения было реорганизовано в форме выделения из него Министерства социально демографического развития Самарской области. Указанным Постановлением на Министерство социально-демографического развития Самарской области возложены полномочия по реализации государственной политики в отношении инвалидов, в сфере социальной защиты населения и демографического развития региона, руководства системой социальной защиты в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, государственной защиты семьи и детства на территории Самарской области.

Согласно Положению о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области к ведению минсоцдемографии Самарской области отнесено осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам; предоставление в собственность бесплатно или на льготных условиях, а также в безвозмездное пользование гражданам технических средств реабилитации инвалидов и протезно-ортопедических изделий гражданам, не имеющим группы инвалидности, в случаях предусмотренных действующим законодательством, а также участие в определении приоритетных направлений реабилитационной деятельности и оказания мер социальной поддержки инвалидам.

Переданные Министерству социально-демографического развития полномочия, в частности по приему документов на получение ТСР, постановка инвалидов на учета и выдача технических средств реабилитации, реализуются через государственные учреждения Самарской области - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСО) по месту жительства инвалидов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов РФ" отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Аналогичные требования закреплены и в п. 15.1 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".

Таким образом, каких-либо иных установленных законом оснований для отказа инвалидам в выплате компенсации на приобретение технических средств не имеется, не установлено данных обстоятельств и при рассмотрении настоящего дела.

Доводы ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, что поскольку в ИПР Казариной Т.В. отсутствуют указания на обеспечение «аппаратом на нижние конечности и туловище (ортез)», ей законно было отказано в назначении и выплате компенсации, суд находит несостоятельными, поскольку из раздела 8 «Протезы и ортезы» п.8-89 утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-Р, следует, что аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) идентичен динамическому параподиуму.

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, суд, руководствуясь п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н, а также сведениями размещенными на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: адрес, суд обязывает ответчика в месячный срок выплатить компенсацию истице в сумме *** руб. путем перечисления денежных средств почтовым переводом в адрес Казариной Т.В.

Поскольку ответчиком не представлено сведений о заключенных госконтрактах и стоимости ортеза/динамического параподиума, сведения о цене указанного изделия взяты судом с официального веб-сайта Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: адрес, согласно которому по состоянию на день вынесения решения имелись последние данные опубликованные дата об аукционе по закупке динамического параподиума для ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 10» по цене *** руб.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет г.о. Самара госпошлина *** руб.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казариной Т.В. - удовлетворить.

Признать отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в выплате Казариной Т.В. компенсации за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации – незаконным.

Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в месячный срок выплатить Казариной Т.В. компенсацию за приобретенное за счет собственных средств техническое средство реабилитации – аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в размере *** (***) рублей путем перечисления денежных средств почтовым переводом в адрес Казариной Т.В.

Взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области государственную пошлину в доход бюджета г.о. Самара *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято дата.

Судья               (подпись)                  Е.В. Трух

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2-3953/2015 ~ М-3500/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казарина Т.В.
Ответчики
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Другие
Филиал №5 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Самарской области"
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Трух Е. В.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
19.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2015Передача материалов судье
19.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2015Подготовка дела (собеседование)
09.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2015Судебное заседание
23.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2015Дело оформлено
28.10.2015Дело передано в архив
09.12.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.12.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.12.2015Судебное заседание
30.12.2015Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее