Дело № 2-366/2016
Мотивированное решение составлено 28.03.2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 марта 2016 г.
Камышловский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.И.
при секретаре Колобовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубинчика ФИО15, Дубинчик ФИО16, Игнатенко ФИО17, Дубинчика ФИО18 к ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ о признании права пользования квартирой на условиях социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Дубинчик Ю.П., Дубинчик Л.М., Игнатенко Е.И., Дубинчик Д.Ю. обратились в суд с иском, указав следующее.
В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 на состав семьи 4 человека, в т.ч. на жену ФИО1, дочь ФИО13 (ФИО12) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, была предоставлена 4-х комнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В связи с нахождением жилого <адрес> на территории закрытого военного городка, указанная квартира предоставлялась в качестве служебного жилого помещения.
Однако в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р», <адрес> <адрес> исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, в связи с чем семья военнослужащего запаса была исключена из числа участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», как граждане, подлежащие отселению из закрытого военного городка.
Поскольку каких-либо документов о том, что предоставленная им квартира, сохранила статус служебной, обнаружено не было, и фактически данное жилое помещение использовалось ими как предоставленное по договору социального найма, они приняли решение о приватизации занимаемой ими квартиры на всех членов семьи в равных долях. Право бесплатной приватизации ранее никто из них не использовал. С целью реализации прав на приватизацию в сентябре 2013 г. ФИО5 обратился к руководителю ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о бесплатной передаче в собственность занимаемой ими квартиры. Из ответа руководителя организации от ДД.ММ.ГГГГ № следовало, что по данным учета занимаемое нами жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> не отнесено к специализированному (служебному) жилому фонду Министерства обороны РФ.
Данные сведения также нашли подтверждение и в архивных документах. Как следует из архивной справки Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, в документах Архивного фонда «<адрес> ФИО14 народных депутатов» и «Администрация МО <адрес>» за 1981-2005 годы сведений о признании служебной квартиры по адресу: <адрес> <адрес> не обнаружено.
На повторный запрос о возможности приватизации в 2015 г. ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации уже сообщило (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №), что названная квартира отнесена к служебному жилому фонду, и на этом основании в передаче ее в их собственность в порядке приватизации было отказано.
Как следует из ответа Департамента имущественных отношений (от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с тем, что Минобороны России не наделено полномочиями на заключение договоров по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение данного вопроса может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с согласия всех проживающих членов семьи при наличии договора социального найма.
Считают отказ уполномоченных органов в приватизации ими предоставленной для проживания квартиры незаконным, который препятствует всем членам их семьи воспользоваться законным правом приобрести жилище в собственность бесплатно. Каких- либо действий уполномоченных лиц по переводу спорного жилого помещение в разряд служебного в установленном законом порядке не производилось.
Указание в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на статус их квартиры как служебного жилого помещения не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку решения об отнесении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, к разряду служебной, не принималось, о чем свидетельствуют в т. ч. архивные документы.
В связи с тем, что статус служебного жилого помещения указанной квартире не присваивался, с момента выхода Распоряжения Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> утратила статус служебной, а жилым помещением они пользуются по факту, как предоставленным по договору социального найма.
Названные обстоятельства дают право нанимателям жилого помещения приобрести его в собственность в порядке бесплатной приватизации на основании Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В связи с изложенным просят признать за ФИО5, ФИО1, ФИО2 и ФИО6 право пользования квартирой по адресу: <адрес> <адрес> на условиях социального найма. Признать за ФИО5, ФИО1, ФИО2 и ФИО6 право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/4 каждому на указанную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. метра.
В судебном заседании истец Дубинчик Ю.П. и его представитель Морозов А.В. иск поддержали в полном объеме, остальные истцы в судебное заседание не явились.
Представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности ФИО10 в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на иск, в которых указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса ФИО3 (действовавшим на момент предоставления истцу жилого помещения), служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него.
ФИО5 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с характером трудовой деятельности. Указанное жилое помещение предоставлялось ему в качестве служебного, о чем свидетельствует служебный ордер. В соответствии с действующим законодательством служебное жилое помещение приватизации не подлежит.
На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных истцом требований просит отказать. (л.д. 20-21)
Представители ответчиков ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в срок, достаточный для подготовки и явки в суд, заявлений, ходатайств не поступило, отзыв по иску не представили.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, и следует из материалов дела на основании служебного ордера, выданного КЭЧ <адрес> Уральского военного округа Министерства Обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ, истцу ФИО5 на семью из четырёх человек предоставлена квартира по адресу: по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. <адрес>.
ФИО5 в то время имел статус военнослужащего, являлся прапорщиком.
В справке от ДД.ММ.ГГГГ и в выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> зарегистрированы ФИО5, жена ФИО1, дочь ФИО13 (ФИО12) Е.Ю. и сына ФИО6 (л.д. 6, 7)
Как следует из архивной справки Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ, в документах Архивного фонда «<адрес> ФИО14 народных депутатов» и «Администрация МО <адрес>» за 1981-2005 годы сведений о признании служебной квартиры по адресу <адрес>, <адрес> не обнаружено. (л.д. 10)
Из ответа ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО12 Ю.П. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предоставленная ему квартира отнесена к служебному жилому фонду, поэтому передаче ее в собственность в порядке приватизации не подлежит. (л.д. 11)
В силу распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р», <адрес> <адрес> исключено из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса ФИО3.Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", возражавших против передачи квартиры в собственность истцам.Статьей 6 Жилищного кодекса ФИО3, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения ФИО5, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных ФИО14 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО14) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось. По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса ФИО3), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса ФИО3 решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления. Между тем, ФИО5 и члены его семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось. Спорное жилое помещение предоставлено ФИО5 в качестве служебного. В силу статьи 101 Жилищного кодекса ФИО3 служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО14 народных депутатов.На основании статьи 104 Жилищного кодекса ФИО3 служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих. В силу статьи 47 Жилищного кодекса ФИО3 единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО14 народных депутатов. Форма ордера устанавливалась ФИО3 и выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством. На основании пункта 2 Постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.В связи с изложенным суд считает, что в иске должно быть отказано, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено истцу ФИО5 как служебное и своего статуса в связи с исключением <адрес> из перечня закрытых военных городков не утратило. Договор социального найма спорного жилого помещения с ФИО5 не заключался. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Служебный ордер и решение о предоставлении ФИО5 спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Оснований для признания за истцами право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма не имеется.Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
ФИО5 на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял; решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Дубинчик Ю.П. в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в войсковой части.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска о признании права пользования квартирой на условиях социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6 к ФГКУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны РФ о признании права пользования квартирой на условиях социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Камышловский городской суд.
Судья Некрасова Н.И.