Дело 2-20/2020 (2-794/2019)
УИД --RS0---46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 28 января 2020 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Мярка Т.И.,
с участием помощника прокурора -- Бондаренко Т.И.,
истицы Ващиловой Р.В.,
представителя ответчика главы администрации Мазановского сельсовета -- Овчинниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора -- в интересах Ващиловой Риммы Викторовны, --3 к администрации Мазановского сельсовета -- о возложении обязанности на администрацию Мазановского сельсовета -- провести капитальный ремонт жилого -- --,
УСТАНОВИЛ:
-- обратился в суд с иском в интересах Ващиловой Р.В., --3 указывая следующее.
В прокуратуру -- поступило обращение Ващиловой Р.В., в котором она просит районного прокурора защитить жилищные права её семьи в связи с признанием жилого дома, в котором они проживают подлежащим капитальному ремонту.
Установлено, что Ващилова Р.В. и её несовершеннолетний сын --3 с -- зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: --.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности администрации Мазановского сельсовета жилой дом, расположенный по указанному адресу является муниципальной собственностью.
Установлено, что -- между администраций Мазановского сельсовета и Ващиловой Р.В. заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого последней и членам её семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в квартире общей площадью 40,2 кв.м. по адресу: --.
Проведенной проверкой установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 № 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Проведенной проверкой установлено, что Ващилова Р.В. и ее несовершеннолетний сын Ващилов Н.А. проживают в подвергшемся подтоплению доме, что подтверждается постановлением главы муниципального образования - с. Мазаново от 29.07.2019 № 17 «Об утверждении перечня адресов, затопленных (подтопленных) рекой Зея в результате наводнения 2019 года на территории Мазановского сельсовета».
Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее -комиссия) и составленного на основании него заключения от -- -- жилое помещение, в котором проживает Ващилова Р.В. и ее несовершеннолетний сын --3 пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и подлежит капитальному ремонту.
В целях получения государственной поддержки в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения Ващилова Р.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения --. Однако ей было отказано в выплате в связи с тем, что дом, в котором она проживает вместе с сыном, является муниципальной собственностью.
Согласно подл, «г» п. 2.2 договора социального найма жилого помещения наймодатель обязан нести обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии ч. 3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту жилищных прав Ващиловой Р.В., и её несовершеннолетнего сына --3
Прокурор просит суд возложить на администрацию Мазановского сельсовета -- обязанность провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу -- срок до --.
От ответчика – администрации Мазановского сельсовета -- отзыва на исковое заявление, не поступило. Имеется заявление, согласно которого исковые требования Ващиловой Р.В. администрации ясны и понятны. Возражении по существу заявления не имеют. Факт проживания Ващиловой Р.В. по данному адресу с -- по договору социального найма подтверждают.
В судебном заседании помощник прокурора -- Бондаренко Т.И. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Ващилова Р.В., в судебном заседании показал, что жилой дом передан ей по договору социального найма в 2014 году. Денежных средств сельсовету по договору найма она не выплачивала. В настоящий момент она проживает в настоящем жилом помещении совместно с сыном --3 После прошедшего наводнения, жилой дом был признан подлежащим капитальному ремонту. Она обращалась в министерство социальной защиты с вопросом о предоставлении выплат на капитальный ремонт данного жилого помещения. Ей было отказано по причине того, что данный жилой дом является муниципальной собственностью. Впоследствии она обратилась в администрацию Мазановского сельсовета, на что ей было устно сказано о том, что данным вопросом администрация заниматься не будет. Считает, что администрация, как собственник указанного жилого помещения обязано произвести капитальный ремонт.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Мазановского сельсовета -- Овчинникова Н.И. пояснила, что не признает исковые требования в полном объёме, пояснила, что указанное жилое помещение не имеет собственника, поскольку ею были оформлены документы на признание за сельсоветом указанного жилого помещения только в декабре 2019 года. В настоящий момент указанное жилое помещение не является муниципальной собственностью, так как документы на жильё не оформлены до конца.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что Ващилова Р.В. обратилась с заявлением в прокуратуру -- с просьбой о проведении проверки Мазановского сельсовета -- в связи с тем, что на её обращение глава сельсовета ответила, что заниматься капитальным ремонтом жилого дома, расположенного по адресу -- не будет.
Судом учитывается, что заинтересованное лицо по делу: --3 несовершеннолетний, он не обладает юридическими знаниями, поэтому суд признает правомерным обращение в суд с настоящим исковым заявлением прокурора --.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (п.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п. 2).
Согласно обращению Ващиловой Р.В. прокурору -- от --, последняя в устной форме обращалась к главе Мазановского сельсовета по поводу проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу --, на что, как указано в обращении, глава сельсовета Овчинникова Н.И. пояснила, что сельсовет таким заниматься не будет, чтобы вопросы она решала через прокуратуру, а также указала что помимо прочего сроки подачи заявлений на капитальный ремонт вышли.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Подпунктами 1 и 9 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального образования.
Пунктом 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (редакция от 02 августа 2016 года) установлено, что жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Как следует из положений пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Часть 2 статьи 681 ГК РФ устанавливает, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно статье 674 ГК РФ, статье 63 ЖК РФ, договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности администрации Мазановского сельсовета следует, что жилой дом по адресу: --, реестровый номер 17 (27), год постройки 1962, общей площадью 40,2 кв.м. состоит на балансе администрации Мазановского сельсовета на основании Постановления главы сельской администрации от 19.12.1998 года № 23 «Об утверждении Реестра объектов недвижимости Мазановской сельской администрации».
Вместе с тем, суд считает, что выписка из реестра муниципального собственности администрации Мазановского сельсовета от 06.12.2019 г. № 170 не может служить доказательством нахождения в собственности Мазановского сельсовета жилого дома в связи со следующим. В выписке говорится лишь о включении жилого дома в реестр муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21.01.2020 года на запрос суда от 09.01.2020 года, сведения о правах на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу --, в ЕГРН отсутствуют. Данное обстоятельство также подтвердила глава администрации Мазановского сельсовета Овчинникова Н.И.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор социального найма жилого помещения от 07.05.2014 года, подписанный со стороны Администрации Мазановского сельсовета его главой Овчинниковой Н.И., а также выписка из реестра муниципальной собственности администрации Мазановского сельсовета от 06.12.2019 года, представленные в обоснование заявленных требований, не являются документами, подтверждающими право муниципальной собственности муниципального образования Мазановский сельсовет на недвижимое имущество – жилой дом, расположенный по адресу --.
Кроме того, в соответствии с частью 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 62 БК РФ, неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Данные нормы законодательства говорят о том, что в случае заключении договора социального найма, наниматель обязан вносить плату за наем жилья.
Однако заключенным договором от 07.05.2014 года плата за жилое помещение не была предусмотрена, Ващилова Р.В. в судебном заседании не представила суду доказательств того, что истец производит плату за наем жилого помещения, в том числе и за капитальный ремонт.
На основании изложенного, согласно статьям 432, 433, 434 ГК РФ, с учетом того, что жилой дом, расположенный по адресу -- сельсовет, подписание договора Администрацией муниципального образования является ничтожной сделкой и в силу статьи 167 ГК РФ не порождает никаких юридических последствий.
Сам факт подписания Администрацией Мазановского сельсовета договора социального найма жилого помещения правовых последствий в данном случае не влечет и не может свидетельствовать безусловно о принадлежности ей жилого помещения.
Тот факт, что согласно заключению межведомственной комиссии № 405 от 02.09.2019 года был признан подлежащим капитальному ремонту, не порождает обязанностей для администрации Мазановского сельсовета в проведении данного капитального ремонта, в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 42, 44, 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, межведомственная комиссия вправе обследовать на основании заявления гражданина жилое помещение жилищного фонда любой формы собственности. В связи с чем проведение указанной комиссией обследования жилого дома и вынесение заключения о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту не может служить доказательством нахождения жилого дома в муниципальной собственности муниципального образования Мазановский сельсовет.
В связи с вышеизложенным, суд установлено и материалами дела подтверждается, что спорный жилой дом не являлся муниципальным имуществом, и у муниципальной власти не было никаких правовых основания распоряжаться ею.
Таким образом, судом установлено, что собственником жилого --, расположенного по адресу: -- -- не является и соответственно бремя содержания указанного жилого дома на ответчике по делу – администрации Мазановского сельсовета --, не лежит.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, на основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору о возложении обязанности на администрацию Мазановского сельсовета -- провести капитальный ремонт жилого -- --.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
В иске прокурора -- в интересах Ващиловой Риммы Викторовны, --3 к администрации Мазановского сельсовета -- о возложении обязанности на администрацию Мазановского сельсовета -- провести капитальный ремонт жилого -- --, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца.
Председательствующий: Н.В. Знатнова
Мотивированное решение изготовлено --.