Дело №2а-2178/19 03 сентября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И. А.
при секретаре Ким Ю.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Ленинградской области к Сердюков Д. В. о взыскании задолженности по земельному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Ленинградской области (далее – МИФНС №5) обратилась в суд с административным иском к Сердюков Д. В. о взыскании задолженности по земельному налогу. В обоснование заявленных исковых требований указала, что административный ответчик является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, свою обязанность по уплате земельного налога за 2017 год надлежащим образом не выполнил, земельный налог в полном объеме уплачен не был, в связи с чем образовалась задолженность по земельному налогу в размере 2554262 руб. 00 коп., которую административный истец и просил взыскать, а также пени в размере 4193 руб. 93 коп.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов Мацневу Д.Н. представитель административного ответчика по доверенности Мацнев Д.Н. в судебное заседание явился, представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении при исчислении земельного налога была применена основанная на недостоверных данных кадастровая стоимость земельного участка, что подтверждается решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, административным ответчиком земельный налог исчисленный из верной стоимости уплачен.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, Сердюков Д.В. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 194 900 кв. м, категория земель «земля промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения», разрешенное использование «под общественно-деловую застройку».
Налоговым органом к административному ответчику было направлено налоговое уведомление № 23992055 от 11 сентября 2018 года о необходимости уплаты, в том числе земельного налога за 2017 год в сумме 3 306 130 руб. по указанному земельному участку в срок до 03.12.2018 года.
29 ноября 2018 года административным ответчиком был уплачен земельный налог в сумме 490 885 руб. 00 коп., что административным истцом не оспаривалось.
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, 20 декабря 2018 года в адрес налогоплательщика направлено требование №11367 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20 декабря 2018 года со сроком уплаты до 22 января 2019 года.
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела. Требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, заявление о взыскании задолженности по земельному налогу с Сердюкова Д.В. могло быть подано в срок до 22 июля 2019 года.
20 июня 2017 года МИФНС №5 обратилось к мировому судье судебного участка №199 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сердюкова Д.В. задолженности по земельному налогу за 2017 год.
Определением мирового судьи судебного участка №199 №2а-62/2019-199 в отношении Сердюкова Д.В. был вынесен судебные приказ.
29 марта 2019 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок для подачи административного искового заявления МИФНС №5 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год с Сердюкова Д.В. оканчивался 29 сентября 2019 года, административный иск подан МИФНС №5 13 мая 2019 года, т.е. в пределах шестимесячного срока.
Расчет земельного налога за 2017 год производился административным истцом исходя из определенной кадастровой стоимости земельного участка 203 009, 789 руб.
01 ноября 2016 года административным ответчиком было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 47:10:1108001:1, в связи с использованием недостовернных сведений при определении его кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управление Росреестра по Ленинградской области.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 22 ноября 2016 года №15 и протоколом от 22 ноября 2016 года №8 заседания данной Комиссии установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно было использовано неверное значение минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в размере 1041,61 руб. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 20076 года №356 «Об утверждении кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области» (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 19 марта 2009 года №63) минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего административному истцу составляет 167, 91 руб., кадастровая стоимость земельного участка составила 32 735 659 руб. (л.д. 39).
Комиссия приняла решение, которым не установила новую кадастровую стоимость, а всего лишь установила, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка было использовано ошибочное значение. Внести изменение в кадастровую стоимость должен заказчик работ по государственной оценке (Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом) в рамках исправления выявленной ошибки.
В силу ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Земельный налог за 2017 год подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной на основании достоверного значения.
В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Таким образом, указанная налоговая норма, действующая с 01 января 2017 года, предоставляет налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки).
В соответствии с частью 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии е земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений.
В соответствии с пунктом 3 Приказа № 114 в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, заказчик работ по государственной кадастровой оценке обеспечивает представление органу, утвердившему результаты определения кадастровой стоимости, достоверных сведений, для целей внесения соответствующих изменений в акт об ее утверждении.
Поскольку в установленном законом порядке сведения о кадастровой стоимости земельного участка были признаны недостоверными, то, следовательно, они не могут быть применены для определения налоговой базы по уплате земельного налога.
Бездействие Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, выраженное в невнесении соответствующих изменений в ЕГРН само по себе не может являться основанием, для применения в целях налогообложения недостоверной кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН.
Кроме того, административным ответчиком обязанность по уплате земельного налога выполнена, земельный налог за 2017 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № был уплачен 29 ноября 2018 года в размере 490885 руб. 00 коп, рассчитанным на основании достоверной кадастровой стоимости, определенной Комиссией 32 725 659 руб.
В связи с чем, суд полагает, что у административного ответчика не имеется задолженности по земельному налогу за 2017 год, оснований для удовлетворения требований МИФНС №5 не имеется, на основании чего суд полагает необходимым Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Ленинградской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
РЕШИЛ:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ленинградской области в удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: И. А. Воробьева