Дело № 2а-915/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов 13 декабря 2019 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
при секретаре Холодовой А.С.,
с участием заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В.,
представителя административного ответчика главы администрации Дружненского сельсовета Мяснянкина Юрия Михайловича, действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курчатовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, ссылаясь на то, что Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения МО «Дружненский сельсовет» <адрес> в границах земельного участка площадью 10017 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> в границах земельного участка площадью 9959 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; в границах земельного участка площадью 14343 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположены общественные кладбища, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Дружненский сельсовет» <адрес>; что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости. В ходе проведенной проверки было установлено, что МО «Дружненский сельсовет» в нарушение требований Федерального закона № 8-ФЗ специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен. С учетом того, что специализированная служба по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляет деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, отсутствие указанной специализированной службы нарушает права жителей муниципального образования, круг которых не определен, на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, на выбор исполнителя таких услуг. Бездействие органов местного самоуправления Дружненского сельсовета, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, определению порядка её деятельности, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Дружненский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Дружненский сельсовет» <адрес>, а также обязать администрацию МО «Дружненский сельсовет» <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления в решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Шевелев А.В. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, также пояснил, что в соответствии с разъяснениями ФАС по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела от 03.07.2014 года, законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе. Органы местного самоуправления районов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или некоммерческим партнерствам. Поэтому заключенный договор с ИП Мельниковым М.А. противоречит нормам действующего законодательства.
Представитель администрации Дружненского сельсовета Курчатовского района Курской области Мяснянкин Ю.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора, указав, что действительно на территории Дружненского сельсовета имеется три общественных кладбища. С ИП Мельниковым М.А. был заключен договор на оказание услуг по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших, однако специализированной службы по вопросам похоронного дела не организовано.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует зашита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено проверкой, проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой <адрес>, и подтверждено представителем административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела, на территории Дружненского сельсовета <адрес> расположено пять общественных кладбищ.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 14343+/-1048 кв.м., с кадастровым номером № по адресу <адрес>, Дружненский сельсовет, д. Любицкое; земельный участок площадью 9959+/-873 кв.м., с кадастровым номером № адресу <адрес>, Дружненский сельсовет, д.Комякино; земельный участок площадью 10017+/-876 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес>, Дружненский сельсовет, д.Дружная, на которых расположены общественные кладбища, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «Дружненский сельсовет» <адрес>.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию ряда вопросов в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 ст.18 того же закона установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.29 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Из положений ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронно деле» следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных ФИО1 гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.18 ст.3 Устава муниципального образования «Костельцевский сельсовет» <адрес>, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 18 ст.3 Устава муниципального образования «Дружненский сельсовет» <адрес>, утвержденного решением Собрания депутатов Дружненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Дружненского сельсовета <адрес> в том числе относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, создание специализированных служб органами местного самоуправления сельского поселения предусмотрено действующим законодательством, а также статьями 9 и 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Как установлено проверкой, проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой <адрес>, администрацией МО «Дружненский сельсовет» <адрес> специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, обязанности по осуществлению погребения умерших на соответствующую специализированную службу не возложены, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления не определен.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривал представитель административного ответчика. Представленный административным ответчиком договор на оказание услуг по погребению безродных, невостребованных и неопознанных трупов, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Дружненского сельсовета <адрес> и ИП ФИО5, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку согласно письму ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦА/26577/14 законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе. Кроме того, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, так как Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).
Суд, оценив совокупность представленных доказательств, приходит к выводу, что администрацией Дружненского сельсовета не были приняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
При этом суд считает, что оспариваемым бездействием административного ответчика допущено нарушение прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.
Вместе с тем, отсутствие специализированной службы затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования поселения, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.
С учетом изложенного, администрация МО «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области обязана создать специализированную службу и установить порядок ее деятельности.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административный иск Курчатовского межрайонного прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из условий разумности и принципа исполнимости судебного решения, суд находит целесообразным установить срок исполнения решения суда - шестимесячный со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, считая данный срок разумным для исполнения настоящего решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Курчатовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области создать на территории МО «Дружненский сельсовет» Курчатовского района Курской области специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Щербакова