Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1048/2020 ~ М-794/2020 от 19.03.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                              23 сентября 2020 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием представителя административных истцов – Андреевой О.В.,

представителя заинтересованных лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ГКУ СО «Самарские лесничества» - Опритова Л.В.,

представителя Самарского межрайонного природоохранного прокурора – Моисеева Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лепихова Д. Е., Лепиховой С. А. к Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Лепихов Д.Е., Лепихова С.А. обратились в суд с иском к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В административном иске указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, расположенного по <адрес>

Право собственности административных истцов возникло на основании Постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Так, ДД.ММ.ГГГГ они обратились в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для садоводства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная схема была направлена с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на согласование в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, от которого ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, подтверждающий, что земельный участок к землям лесного фонда не относится.

Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем административными истцами обеспечено проведение кадастровых работ по образованию земельного участка. Затем они обратились в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность сформированного земельного участка. Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан административным истцам в собственность, на основании данного постановления осуществлена государственная регистрация права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ административными истцами получено Постановление Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка. Причиной отмены указано представление Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, уведомление об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В представлении прокурора указано, что Администрацией муниципального района <адрес> схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была направлена на согласование в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, что не соответствует действительности. Схема была направлена в Министерство посредством электронного взаимодействия, уведомления об отказе в согласовании схемы в установленный срок не поступало, в соответствии с п.9 ст. 3.5 Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ схема считается согласованной. Повторное направление схемы на согласование законом не предусмотрено. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории повторно была направлена на согласование в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которым отказано в согласовании схемы в связи с тем, что земельный участок якобы пересекает границу Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества и частично относится к землям лесного фонда. Данный отказ противоречит ответу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок к землям лесного фонда не относится. Указанное противоречие возникло в связи с тем, что Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие новые материалы лесоустройства, что не может являться основанием для отмены ранее согласованной схемы земельного участка.

По данным кадастровой карты участок расположен в зоне Сх4, зона леса проходит за пределами границы участка. Границы леса установлены и поставлены на кадастровый учет, пересечений с земельным участком административных истцов не имеют, о чем свидетельствует кадастровый план территории. Согласно карте градостроительного зонирования, генеральному плану, правилам землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес> указанный земельный участок с кадастровым номером находится в границах сельского поселения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просят признать незаконным и отменить Постановление и.о. Главы муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановлений Администрации муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административных истцов Лепихова Д.Е., Лепиховой С.А.Андреева О.В. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Волгушева А.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованных лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, ГКУ СО «Самарские лесничества» - Опритов Л.В. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г. спорный земельный участок полностью не входил в земли лесного фонда, после введения в действие материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г. спорный земельный участок стал частично входить в земли лесного фонда. На сентябрь ДД.ММ.ГГГГ г. действовали материалы лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г., изначально был дан ответ по данным материалам. Впоследующем на запрос администрации был дан ответ по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ <адрес> лесного фонда стоит на кадастре по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку на начало проведения кадастровых работ материалов таксации ДД.ММ.ГГГГ г. еще не было.

Помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора – Моисеев Н.Г. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что при вынесении представления не утверждалось, что земельный участок находится в лесу, речь шла о нарушении процедуры согласования границ земельного участка. Представление выносится в целях недопущения подробных нарушений в будущем. Если бы прокурор усмотрел незаконность вынесенного акта – он бы внес протест на постановление администрации.

Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.4, 5 ст. 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Лепихов Д.Е., Лепихова С.А. обратились в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для садоводства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данная схема была направлена с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, от которого ДД.ММ.ГГГГ г. получен ответ, подтверждающий, что земельный участок к землям лесного фонда не относится.

Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан административным истцам в совместную собственность.

Право собственности административных истцов на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на основании Постановления Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лепихов Д.Е., Лепихова С.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Главы Администрации муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих. В представлении указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. При проведении проверки установлено, что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> границы земельного участка с кадастровым номером согласованы не были. В ходе выездного обследования территории ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный земельный участок в соответствии с материалами лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ г. относится к лесным участкам Волжского лесничества. В представлении сделан вывод о том, что администрацией муниципального района <адрес> допущены нарушения при предоставлении земельных участков. Причинами и условиями, способствующими совершению указанных нарушений, является ненадлежащее исполнение своих обязанностей сотрудниками администрации муниципального района <адрес>, а также недостаточный контроль со стороны руководства за действиями подчиненных. Предложено безотлагательно рассмотреть данное представление, в установленный законом месячный срок принять конкретные меры к устранению нарушений и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> направлена на согласование схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, сельское поселение Воскресенка, северо-восточная часть кадастрового квартала , площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ от министерства получено уведомление об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку участок пересекает границу Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества и частично относится к землям лесного фонда.

Администрацией муниципального района <адрес> вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что оно вынесено по результатам рассмотрения представления Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих. Также во внимание принято уведомление об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх .

ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района <адрес> в целях снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером и прекращения права собственности на него направила оспариваемое постановление в адрес Управления Росреестра по <адрес>.

На данное письмо получен ответ, что прекращение зарегистрированного права, а также снятие земельного участка с государственного кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Материалами дела не подтверждено направление в адрес административных истцов Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем доводы Лепиховых об уважительности причин пропуска срока на обжалование данного постановления суд находит обоснованными.

Согласно акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ГКУ СО «Самарские лесничества», спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, но вплотную прилегает к землям лесного фонда.

По данным ЕГРН пересечения границ земельного участка административных истцов с границами земельного участка лесного фонда не имеется.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Конституционный суд РФ в Определении от 22.03.2012 г. № 486-О-О указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

На момент вынесения оспариваемого постановления право собственности Лепиховых на земельный участок с кадастровым номером было зарегистрировано.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По мнению суда, представление прокурора не могло служить основанием для отмены постановления органа местного самоуправления, поскольку возникшие на основании постановления гражданские права могли быть оспорены лишь в судебном порядке путем предъявления соответствующего искового заявления.

Отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом правомочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что постановление и.о. Главы муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановлений Администрации муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отвечает совокупности таких условий, как несоответствие требованиям закона и нарушение прав и свобод административных истцов.

В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, постановление и.о. Главы муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Лепихова Д.Е., Лепиховой С.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным Постановление и.о. Главы муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановлений Администрации муниципального района Волжский».

Отменить Постановление и.о. Главы муниципального района Волжский от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановлений Администрации муниципального района Волжский».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.09.2020 г.

Председательствующий      /подпись/     Е.А. Андреева

2а-1048/2020 ~ М-794/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лепихов Д.Е.
Лепихова С.А.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
ГКУ Самарской области "Самарские лесничества"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
20.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее