Дело № 12-103/2017
Р Е Ш Е Н И Е
20 марта 2017 года г.Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, при секретаре М.Б.Рыжих, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» на постановление старшего государственного инспектора автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта»,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (УГАДН) от ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» (далее также заявитель, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе представитель ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» просит отменить постановление, вынесенное в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить, указывая, что данное Общество к совершенному административному правонарушению не имеет отношения, водитель ошибочно передал инспектору путевой лист, выданный ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта».
Представитель заявителя, действующий по доверенности, жалобу поддержал по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель УГАДН, действующая по доверенности, в судебном заседании требования заявителя полагала не подлежащими удовлетворению; вину заявителя в совершении административного правонарушения - установленной; доводы заявителя - не подтвержденными надлежащими доказательствами.
Судья, заслушав участников процесса, показания свидетеля, изучив доводы жалобы, материалы дела, приходит к следующему.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. № 258, согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Исходя из п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств, установленные Приложением №1, или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств, установленные Приложением № 2.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. на СПВК 421км. автодороги Р-21 «Кола» был выявлен факт осуществления перевозки в нарушение установленных правил движения тяжеловесного транспортного средства, а именно: ДД.ММ.ГГГГ г. водитель Н., действуя по путевому листу №, выданному ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта», управлял тяжеловесным транспортным средством в составе тягача седельного марки ..., регистрационный номер №, в составе прицепа ..., регистрационный знак №, с превышением допустимой нагрузки на 2-ю ось транспортного средства с двускатными колесами при расстоянии между осями ... метра на 1,20 тонн (12 %) без специального разрешения.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Исходя положений названных выше правовых норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, помимо водителя и должностных лиц, ответственных за перевозку, являются юридические лица, осуществляющие перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Таким образом, решая вопрос о привлечении заявителя к ответственности, административный орган исходил из наличия вины заявителя в осуществлении перевозки тяжеловесного груза как организатора перевозки.
Однако в материалах дела доказательств данного факта не имеется.
Судом установлено, что путевой лист, представленный в материалах административного дела, выписан ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» на перевозку груза по товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ г., вид груза - ..., маршрут перевозки: ....
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. указано, что ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» допустило движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения с превышением допустимой нагрузки на величину более 10, но не более 20%.
Однако, доказательств свидетельствующих об осуществлении заявителем перевозки груза - ... по путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ г., ее организации заявителем в материалах дела не имеется.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что административным органом осуществлено привлечение заявителя к административной ответственности без соответствующих к тому оснований.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, т.е. если отсутствует хотя бы один из элементов состава правонарушения - объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
С учетом того, что субъект является обязательным элементом состава административного правонарушения, неверное определение субъекта свидетельствует о неверной квалификации правонарушения в целом.
В связи с тем, что при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности судом установлено отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении №, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Торгово-промышленный холдинг Векта» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения его копии решения через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Прионежского
районного суда Т.В. Баранова