Дело № 5-289/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 июня 2017 года город Сарапул
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Майорова Л. В., при секретаре Дыньковой Е. А., при участии директора МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа – интернат» Аникаевой Н. И. (по Уставу), представителей Государственного контрольного комитета Моховой Е. А., Потаповой О. Н. (по доверенности) рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении директора МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа – интернат» Аникаевой <данные изъяты> по ст. 15.15.10 КоАП РФ,
установил:
В ходе проведенной Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики (далее – Комитет) в соответствии с п. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 № 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики», проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования субвенций, предоставленных в 2015–2017 годах бюджету муниципального образования «Каракулинский район» на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в муниципальных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены факты нарушения директором МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа – интернат» (далее по тексту МКОУ «Каракулинская школа – интернат») Аникаевой Н. И. бюджетного законодательства, в том числе факты принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Таким образом, указанными действиями директор МКОУ «Каракулинская школа – интернат» Аникаева Н. И. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном, директор МКОУ «Каракулинская школа – интернат» Аникаева Н. И., вину в совершении административного правонарушения признала, указав, что нарушение выразилось в том, что МКОУ «Каракулинская школа - интернат» были заключены контракты на коммунальные услуги на общую сумму 3850, 9 тыс. рублей. Затем были заключены дополнительные соглашения, которыми были внесены изменения в цену контрактов на коммунальные услуги. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ контракты на коммунальные услуги заключены на общую сумму 4088, 8 тыс. рублей. Путем заключения дополнительных соглашений МКОУ «Каракулинская школа - интернат» приняло бюджетное обязательство в размерах превышающих лимиты бюджетных обязательств в сумме 88, 8 тыс. рублей. На 2015 год на коммунальные услуги лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) были доведены в сумме 4000,0 тыс. рублей. Счетов на коммунальные услуги предъявлено на сумму 3 588,7 тыс. рублей. Кассовых расходов произведено в сумме 3 588,7 тыс. рублей. Расходование средств Учреждением осуществлялось на основании бюджетных смет, составленных согласно доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств. К концу 2015 года образовалась экономия за воду и ЖБО, а по теплу нехватка расходов. По указанным основаниям, сэкономленные бюджетные средства были перенаправлены на оплату тепла. Заключение дополнительных контрактов носило вынужденный характер. Дети проживают в интернате круглосуточно, отключение отопления грозило им неблагоприятными последствиями. Лимиты бюджетных обязательств МКОУ «Каракулинская школа - интернат» были превышены формально, а кассовые расходы произведены в пределах выделенных ЛБО, поэтому реального ущерба бюджету МО «Каракулинский район» причинено не было. Полает, что с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, данное правонарушение является малозначительным. Просит производство по делу, ограничившись устным замечанием.
Представитель Государственного контрольного комитета УР Мохова Е. А., действующая на основании доверенности, протокол об административном правонарушении поддержала. Суду пояснила, что директор МКОУ «Каракулинская школа – интернат» Аникаева Н. И. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ. Состав правонарушения формальный. Факт совершения правонарушения подтверждается документально. При этом, не исключает, что Аникаева Н. И. действовала в условиях крайней необходимости, то есть если бы она не заключила дополнительное соглашение, то в декабре школу могли отключить от тепла. Бюджетом МО «Каракулинский район» данные расходы не были запланированы. Дети проживают в школе постоянно.
Представитель Государственного контрольного комитета УР Потапова О. Н., действующая на основании доверенности, просит назначить наказание на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном, представителей Государственного контрольного комитета УР, исследовав материалы дела об административном правонарушении, и оценив все имеющие в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются должностные лица.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с ч. 6 Устава учреждения, утвержденного постановлением Администрации МО «Каракулинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № - единоличным исполнительным органом Учреждения является его руководитель – директор, который осуществляет текущее руководство деятельности Учреждения, без доверенности действует от имени Учреждения, совершает в установленном действующим законодательством и Уставом порядке сделки от имени Учреждения.
Постановлением Администрации Каракулинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на должность директора МКОУ «Каракулинская школа-интернат» назначена Аникаева Н. И.
Таким образом, директор МКОУ «Каракулинская школа-интернат» Аникаева Н. И. является субъектом данного административного правонарушения.
Определением главного государственного инспектора – начальника Сарапульского отдела Государственного контрольного комитета УР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МКОУ «Каракулинская школа – интернат» Аникаевой Н. И. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.15.10 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования.
В соответствии с п. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 № 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики», Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования субвенций, предоставленных в 2015–2017 годах бюджету муниципального образования «Каракулинский район» на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в муниципальных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках проверки проведена встречная проверка в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа-интернат», являющемся получателем межбюджетных трансфертов.
Результаты проверки отражены в Акте от ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проверки МКОУ «Каракулинская школа-интернат» выявлены нарушения бюджетного законодательства, в том числе факты принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации - получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно абзацам 20, 21 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходным обязательством понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; под бюджетными обязательствами - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Пунктом 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно п. 22 решения Совета депутатов муниципального образования «Каракулинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования «Каракулинский район» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» - заключение и оплата казенными учреждениями муниципального образования «Каракулинский район» муниципальных контрактов, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Каракулинский район», производятся в пределах доведенных им по кодам классификации расходов бюджета муниципального образования «Каракулинский район» лимитов бюджетных обязательств с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.
В силу п. 5 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ - главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Распорядитель бюджетных средств - распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (п. 2 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
В 2015 году бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» до МКОУ «Каракулинская школа-интернат» доведены главным распорядителем бюджетных средств по отрасли - Управлением народного образования Администрации муниципального образования «Каракулинский район» (далее – Управление народного образования) в сумме 4000,0 тыс. руб. уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, первоначально доведенные до Учреждения бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 223 Управлением народного образования были уменьшены в 2015 году - уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 120,5 тыс. руб. и составили 3879,5 тыс. руб.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 5 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения о бюджете муниципального образования «Каракулинский район» на 2015 год МКОУ «Каракулинская школа-интернат» приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов на сумму 88,8 тыс. руб.
МКОУ «Каракулинская школа-интернат» в лице директора Аникаевой Н. И. первоначально заключены контракты на коммунальные услуги на общую сумму 3850,9 тыс. руб., в том числе: с ОАО «ЭнергосбытПлюс» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 600,0 тыс. руб. (электроэнергия), с ООО «Теплосеть Угра» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 471,6 тыс. руб. (теплоэнергия), от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 495,9 тыс.руб. (прием и размещение жидких бытовых отходов), с ООО «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 283,4 тыс. руб. (водоснабжение).
В соответствии с дополнительными соглашениями, заключенными МКОУ «Каракулинская школа-интернат» в декабре 2015 года, внесены изменения в цену контрактов на коммунальные услуги. С учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта с ОАО «ЭнергосбытПлюс» от ДД.ММ.ГГГГ составила 700,0 тыс. руб.; с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта с ОАО «Теплосеть Угра» от ДД.ММ.ГГГГ составила 2 609,5 тыс.руб.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ контракты на коммунальные услуги заключены на общую сумму 4 088,8 тыс. руб.
Таким образом, МКОУ «Каракулинская школа-интернат» как получатель бюджетных средств, путем заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Теплосеть Угра» приняло бюджетное обязательство в размерах превышающих лимиты бюджетных обязательств в сумме 88,8 тыс. руб.
Указанные действия влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 15.15.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ - при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса, является формальным, в связи с чем, отсутствие тяжких последствий не относит совершенное деяние к малозначительным.
При таких обстоятельствах, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Обстоятельства совершения директором МКОУ «Каракулинская школа-интернат» Аникаевой Н. И. административного правонарушения предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; Актом по результатам проведения встречной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, выделенных в 2015–2017 годах Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа-интернат» на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств на 2015 год, о лимитах бюджетных ассигнований на 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ; отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета ф. 0503127 МКОУ «Каракулинская школа-интернат» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; контрактами: по холодному водоснабжению от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Водоканал»; по приему и размещению ТБО от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Теплосеть Угра»; на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашением о внесении изменений в контракт на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Теплосеть Угра»; на поставку электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительным соглашением к контракту на поставку электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
Таким образом, действия директора МКОУ «Каракулинская школа-интернат» Аникаевой Н. И. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ – принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств.
Суд находит вину директора МКОУ «Каракулинская школа-интернат» Аникаевой Н. И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ установленной.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ - административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция ст. 15.15.10 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Наказания в виде предупреждения санкция ст. 15.15.10 КоАП РФ не предусматривает.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ - в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также учитывая, что выявленное в ходе осуществления государственного контроля правонарушение Аникаевой Н. И. совершено впервые, суд находит возможным применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить Аникаевой Н. И. административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Признать директора МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каракулинская школа – интернат» Аникаеву <данные изъяты> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья: Л.В. Майорова