Судья Ленков И.С. Дело № 33-1816
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2017 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Станислава Ярославовича к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Яценко Станислава Ярославовича на решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., объяснения Яценко С.Я., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации <адрес> по доверенности Боженовой О.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яценко С.Я. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указал, что администрацией <адрес> ему была назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.11.2016 № 03-04-РС были приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Полагая приостановление выплаты пенсии за выслугу лет незаконным Яценко С.Я. просил взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...> коп., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере <...> коп.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Яценко С.Я. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Указывает, что при вынесении решения суд не применил закон, подлежащий применению, не учел, что нормы Федерального закона от 02.03.2007 № 25- ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» в части пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих не отменены и не приостановлены.
Считает, что при постановлении оспариваемого решения, суд вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку им не ставился вопрос о признании незаконным решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицами, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».
В обоснование доводов жалобы указывает, что принятие решение о приостановлении выплат пенсии за выслугу лет не относится к компетенции районного Совета народных депутатов.
Обращает внимание, что ответчик не представил доказательств в той части, что выплата ежемесячной пенсии за выслугу лет производится не за счет собственных средств муниципального образования, а за счет поступающих дотаций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2).
Законом Орловской области от 09.01.2008 года № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 23).
При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 23).
Таким образом, законодатель определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 15.08.2014 № 30-05-РС было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» (л.д. 23-32).
Распоряжением главы администрации Знаменского района Орловской области от 04.03.2016 № 38-р с 01.02.2016 Яценко С.Я. установлена пенсия за выслугу лет в размере <...> руб. (л.д. 36).
Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.11.2016 № 03-04-РС были приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Суд первой инстанции, разрешая спор, отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку бюджет Знаменского района Орловской области является дефицитным, установление дополнительных материальных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
По правилам ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Организация муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области»).
Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности указанными муниципальному служащему устанавливаются нормативными правовыми актами представительного муниципального образования.
Возможность приостановления выплаты доплаты к пенсии указанное региональное законодательство не предусматривает. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии, поэтому приостановление выплат в связи с недостаточностью финансирования бюджета района, должно рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения.
Кроме того, решением Орловского областного суда от 18.07.2017 удовлетворены исковые требования по административному исковому заявлению Яценко С.Я. и Третьяковой Н.А. о признании недействующим со дня его принятия, решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от <дата> решение Орловского областного суда от <дата> оставлено без изменения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований.
Обращаясь с настоящим иском, Яценко С.Я. ссылался, что распоряжением главы администрации Знаменского района Орловской области от 04.03.2016 № 38-р с 01.02.2016 ему установлена пенсия за выслугу лет в размере <...> руб. и просил взыскать задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судебной коллегией было установлено, что решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-02-РС утверждено Положение о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области (далее Положение). Этим же решением признано утратившим силу постановление Знаменского районного Совета народных депутатов от 04.08.2006 № 04-08-РС об утверждении Положения о статусе Главы Знаменского района и решение Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.07.2010 № 29-11-РС «О внесении изменений в Положение о статусе Главы Знаменского района Орловской области, утвержденное постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 04.08.2006 № 04-08-РС».
В соответствии с п. 2 ст. 6 Положения Главе района устанавливается за счет средств бюджета района при наличии стажа не менее 15 лет ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - ежемесячная доплата). Ежемесячная доплата назначается в размере 45 % среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа службы сверх 15 лет, ежемесячная доплата увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма ежемесячной оплаты и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 55% среднемесячного заработка.
Исчисление стажа для назначения ежемесячной доплаты осуществляется в порядке, установленном ч. 2 ст. 3 настоящего Положения.
Согласно п. 2 ст. <адрес> устанавливается: должностной оклад <...> руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия работы в размере 100% должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада; надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже свыше 15 лет в размере 30% от установленного должностного оклада.
Исходя из справки Управления ПФ РФ в <адрес> № от <дата>, установленный размер страховой пенсии по старости Яценко С.Я. по состоянию на <дата> составлял <...> руб., в том числе валоризация <...> руб.
Исходя из справки Управления ПФ РФ в <адрес> № от <дата>, установленный размер страховой пенсии по старости Яценко С.Я. в период с <дата> по <дата> составлял <...> руб., в том числе валоризация <...> руб., в период с <дата> по <дата> – <...> руб., в том числе валоризация <...> руб.
Распоряжением администрации <адрес> №-р от <дата> ранее действующее Распоряжение от <дата> №-р «О пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. в размере <...> руб.» признано утратившим силу, Яценко С.Я. установлена:
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы -32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.;
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы - 32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы - 32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.
Таким образом, задолженность по выплате пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. за период с <дата> по 30.042017 составила <...> руб., что подтверждается справкой-расчетом администрации <адрес> № от <дата>.
Судебная коллегия соглашается с представленным расчетом.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от <дата> №, от <дата> №-П, от <дата> № и №).
Поскольку судом апелляционной инстанции были установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с вынесением нового о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Яценко Станислава Ярославовича удовлетворить, решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Яценко Станислава Ярославовича к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу Яценко Станислава Ярославовича задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...>) руб., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере <...> руб.
Председательствующий
Судьи
Судья Ленков И.С. Дело № 33-1816
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2017 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яценко Станислава Ярославовича к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Яценко Станислава Ярославовича на решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., объяснения Яценко С.Я., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя администрации <адрес> по доверенности Боженовой О.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яценко С.Я. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указал, что администрацией <адрес> ему была назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.11.2016 № 03-04-РС были приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Полагая приостановление выплаты пенсии за выслугу лет незаконным Яценко С.Я. просил взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...> коп., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере <...> коп.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Яценко С.Я. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Указывает, что при вынесении решения суд не применил закон, подлежащий применению, не учел, что нормы Федерального закона от 02.03.2007 № 25- ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» в части пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих не отменены и не приостановлены.
Считает, что при постановлении оспариваемого решения, суд вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку им не ставился вопрос о признании незаконным решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицами, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».
В обоснование доводов жалобы указывает, что принятие решение о приостановлении выплат пенсии за выслугу лет не относится к компетенции районного Совета народных депутатов.
Обращает внимание, что ответчик не представил доказательств в той части, что выплата ежемесячной пенсии за выслугу лет производится не за счет собственных средств муниципального образования, а за счет поступающих дотаций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2).
Законом Орловской области от 09.01.2008 года № 736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» установлено, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 23).
При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 23).
Таким образом, законодатель определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 15.08.2014 № 30-05-РС было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» (л.д. 23-32).
Распоряжением главы администрации Знаменского района Орловской области от 04.03.2016 № 38-р с 01.02.2016 Яценко С.Я. установлена пенсия за выслугу лет в размере <...> руб. (л.д. 36).
Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.11.2016 № 03-04-РС были приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в связи с низким уровнем бюджетной обеспеченности.
Суд первой инстанции, разрешая спор, отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку бюджет Знаменского района Орловской области является дефицитным, установление дополнительных материальных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
По правилам ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Организация муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области»).
Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности указанными муниципальному служащему устанавливаются нормативными правовыми актами представительного муниципального образования.
Возможность приостановления выплаты доплаты к пенсии указанное региональное законодательство не предусматривает. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии, поэтому приостановление выплат в связи с недостаточностью финансирования бюджета района, должно рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения.
Кроме того, решением Орловского областного суда от 18.07.2017 удовлетворены исковые требования по административному исковому заявлению Яценко С.Я. и Третьяковой Н.А. о признании недействующим со дня его принятия, решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от <дата> решение Орловского областного суда от <дата> оставлено без изменения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований.
Обращаясь с настоящим иском, Яценко С.Я. ссылался, что распоряжением главы администрации Знаменского района Орловской области от 04.03.2016 № 38-р с 01.02.2016 ему установлена пенсия за выслугу лет в размере <...> руб. и просил взыскать задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судебной коллегией было установлено, что решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.11.2016 № 03-02-РС утверждено Положение о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области (далее Положение). Этим же решением признано утратившим силу постановление Знаменского районного Совета народных депутатов от 04.08.2006 № 04-08-РС об утверждении Положения о статусе Главы Знаменского района и решение Знаменского районного Совета народных депутатов от 23.07.2010 № 29-11-РС «О внесении изменений в Положение о статусе Главы Знаменского района Орловской области, утвержденное постановлением Знаменского районного Совета народных депутатов от 04.08.2006 № 04-08-РС».
В соответствии с п. 2 ст. 6 Положения Главе района устанавливается за счет средств бюджета района при наличии стажа не менее 15 лет ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - ежемесячная доплата). Ежемесячная доплата назначается в размере 45 % среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа службы сверх 15 лет, ежемесячная доплата увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма ежемесячной оплаты и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 55% среднемесячного заработка.
Исчисление стажа для назначения ежемесячной доплаты осуществляется в порядке, установленном ч. 2 ст. 3 настоящего Положения.
Согласно п. 2 ст. <адрес> устанавливается: должностной оклад <...> руб.; надбавка к должностному окладу за особые условия работы в размере 100% должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада; надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже свыше 15 лет в размере 30% от установленного должностного оклада.
Исходя из справки Управления ПФ РФ в <адрес> № от <дата>, установленный размер страховой пенсии по старости Яценко С.Я. по состоянию на <дата> составлял <...> руб., в том числе валоризация <...> руб.
Исходя из справки Управления ПФ РФ в <адрес> № от <дата>, установленный размер страховой пенсии по старости Яценко С.Я. в период с <дата> по <дата> составлял <...> руб., в том числе валоризация <...> руб., в период с <дата> по <дата> – <...> руб., в том числе валоризация <...> руб.
Распоряжением администрации <адрес> №-р от <дата> ранее действующее Распоряжение от <дата> №-р «О пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. в размере <...> руб.» признано утратившим силу, Яценко С.Я. установлена:
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы -32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.;
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы - 32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.
с <дата> пенсия за выслугу лет в размере <...> руб., исходя из стажа муниципальной службы - 32года и 55% среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности <адрес> – <...> руб. за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости в размере <...> руб., не учитывая сумму, полагающуюся в связи с валоризацией пенсионных прав, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере <...> руб.
Таким образом, задолженность по выплате пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. за период с <дата> по 30.042017 составила <...> руб., что подтверждается справкой-расчетом администрации <адрес> № от <дата>.
Судебная коллегия соглашается с представленным расчетом.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от <дата> №, от <дата> №-П, от <дата> № и №).
Поскольку судом апелляционной инстанции были установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с вынесением нового о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Яценко Станислава Ярославовича удовлетворить, решение Хотынецкого районного суда <адрес> от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Яценко Станислава Ярославовича к администрации <адрес> о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет удовлетворить частично.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу Яценко Станислава Ярославовича задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с <дата> по <дата> в размере <...>) руб., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере <...> руб.
Председательствующий
Судьи