РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Токаревой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хасановой В. Х. об оспаривании решения Комитета социальной защиты населения Администрации города Перми,
У с т а н о в и л :
Хасанова В. Х. обратилась в суд, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в Комитет социальной защиты населения Администрации города Перми о признании ее малоимущей и нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, представляемого по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социальной защиты населения Администрации города Перми по результатом рассмотрения заявления Хасановой В.Х. было вынесено Решение об отказе в признании граждан малоимущими, в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
С указанным Решением Комитета Хасанова В.Х. не согласна, считает его незаконным и грубо нарушающим ее права и интересы. Считает необходимым учесть все факты, имеющие значение, для вынесения справедливого и обоснованного решения по признанию ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении из муниципального фонда.
Принятие решения о признании гражданина малоимущим осуществляется Комитетом по социальной защите населения в соответствии с положениями Закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» далее - Закон).
Производя расчет потребности в средствах на жилье (ПЖ), Комитет в соответствии с законодательством использует формулу расчета: ПЖ=СЖ - И, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения для приобретения по норме предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма, а И - размер имущества, принадлежащего семье гражданина - заявителя, одиноко проживающего подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма. Хасанова В.Х. одиноко проживала в жилом помещении в деревянно-рубленом доме по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ за ней было зарегистрировано право на общую долевую собственность, доля в праве 1/5 на жилой дом по <адрес> в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Иного недвижимого имущества, принадлежащего Хасановой В.Х. на праве собственности, нет, что подтверждается Справкой, выданной ГУП «ЦТИ» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в указанном выше доме по <адрес>, в котором проживала Хасанова В.Х., произошел пожар, материал по которому хранится в отделении НД по <адрес> согласно Справке МЧС России, 1 отдела по надзорной деятельности по г. Перми, выданной ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ.
Производя расчет ПЖ, Комитет по социальной защите населения принимал во внимание размер стоимости имущества, принадлежащего Хасановой В.Х. на праве собственности, исходя из данных о инвентаризационной стоимости жилого дома по <адрес>, предоставленных ИФНС России по Свердловскому району (Справка от ДД.ММ.ГГГГ). В Справке указана стоимость дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на момент подачи Хасановой В.Х. заявления о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении для проживания, а также вынесения Комитетом Решения об отказе состояние жилого дома по <адрес> значительно изменилось по сравнению с состоянием его же ДД.ММ.ГГГГ. В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом стал непригоден для проживания, в связи с чем, его инвентаризационная стоимость на момент подачи Хасановой В.Х. заявления несоизмерима с его реальным состоянием.
Так, Решение Комитетом должно было быть принято с учетом корректировок расчета ПЖ, принимая указанные выше замечания по определению стоимости имущества, принадлежащего ей на праве собственности и никак не могло быть основано на инвентаризационной стоимости дома. Уточнение расчета значительно изменит соотношение ПЖ и Н, что приведет к возможности принятия Комитетом нового Решения, справедливого и соответствующего действительности.
Кроме того, при вычислении максимального возможного размера совокупного дохода, вменяемого гражданину в качестве накоплений, при определении среднемесячного совокупного дохода Хасановой В.Х. Комитетом социальной защиты населения не были учтены ее кредитные обязательства, существующие на момент подачи заявления о признании малоимущей, которые уменьшают размеры ее дохода, необходимого для произведения накоплений.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Хасановой В.Х. существует ссудная задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в -ОРГАНИЗАЦИЯ-. Сумма договора составляет -СУММА1-, остаток задолженности по договору на ДД.ММ.ГГГГ составляет -СУММА2-, просроченной задолженности нет. Хасанова В.Х. производит ежемесячные перечисления в целях погашения кредита в размере, указанном в графике погашения кредита. При этом основным и единственным источником дохода Хасановой В.Х. являются ежемесячные пенсионные выплаты в размере, не превышающем -СУММА3-.
Так, в соответствии с положениями Закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2692-600 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Постановления Администрации города Перми от 03.08.2012 года № 66-П «Об утверждении административного регламента Комитета социальной защиты населения Администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма» Комитет принял Решение об отказе о признании Хасановой В.Х. малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не приняв во внимание все обстоятельства, произведя некорректный расчет коэффициентов.
В связи с указанным выше Хасанова В.Х. не может согласиться с законностью, справедливостью и обоснованностью Решения Комитета по социальной защите населения Администрации г. Перми от 25.11.2013 года.
На основании изложенного заявитель просит суд признать Решение Комитета социальной защиты населения Администрации г. Перми об отказе в признании граждан малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.
В судебном заседании заявитель Хасанова В.Х. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.
Представитель заявителя Львова Ю.Ю. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Комитета социальной защиты населения Осколкова В.Ю. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд изучив материалы гражданского дела приходит к следующему:
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации принят Закон Пермской области от 30.11.2005 года № 2692-600 (ред. 11.11. 2013 ) «О порядке определения порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 3.1.3 Положения о комитете, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 221 (в ред. от 22.05.2012), постановлению администрации г. Перми от 03.08.2012 № 66-П «Об утверждении Административного регламента комитета социальной защиты населения администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Регламент) комитет предоставляет данную муниципальную услугу.
Как установлено положением п. 1.3 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 N 17"Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" в соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).
Как установлено материалами дела Хасанова В.Х. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о признании ее малоимущей и нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда предоставляемого по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом социальной защиты администрации города Перми вынесено решение об отказе в признании Хасановой В.Х. малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, считает, что требования заявителя о признании незаконным данного решения удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям:
Во – первых в качестве одного из доводов Хасанова В.Х. указывает, что при вычислении максимально возможного совокупного дохода, вменяемого гражданину в качестве накоплений не были учтены ее кредитные обязательства, существующие на момент подачи заявления о признании малоимущей, которые уменьшают размер ее дохода, необходимого для произведения накоплений.
Суд считает данный довод необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Виды доходов, учитываемых при отнесении граждан и категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений определены в положении статьи 4 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2692-600 (ред. от 11.11.2013) "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда"
Размер дохода, приходящегося на семью гражданина-заявителя, одиноко проживающего гражданина, определяется как сумма:
1) доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических
лиц;
2) имущественных налоговых вычетов;
3) налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) налогооблагаемой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
5) налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу;
6) доходов в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии;
7) доходов в виде ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье;
8) денежных эквивалентов получаемых льгот, субсидий и других видов (форм) социальной помощи и социальной поддержки.
В части 2, 3 этой статьи определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи гражданина-заявителя и дохода одиноко проживающего гражданина не включаются:
1) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной медико-социальной экспертизы;
2) компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
3) пособие на погребение;
4) ежегодные и разовые (единовременные) компенсации и пособия, предоставляемые различным категориям граждан.
На основании изложенного, поскольку перечень доходов, которые включаются в расчет и которые не учитываются и исключаются определены действующим законом, данный перечень является закрытым, суд считает, что не включение кредитных обязательств, существующих на момент подачи заявления о признании заявителя малоимущей, при расчете размера дохода заявителя, необходимого для произведения накоплений является обоснованным и законным, поскольку обратное, предоставляло бы гражданам возможность искусственного создания уменьшения своего дохода с целью признания малоимущим, путем заключения кредитных договоров.
Согласно статье 6 Закона перечень и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина, учитываемые для признания граждан малоимущими, определяются в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Органы местного самоуправления принимают решение об исключении из перечня учитываемого имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, земельные участки площадью 600 и менее квадратных метров, предоставленные гражданам для ведения садоводства и огородничества, но не более одного на семью. Таким образом, перечень имущества, которое подлежит исключению из расчета, законодателем определен и не позволяет исключить стоимость недвижимого имущества до тех пор, пока имущество будет зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и по той инвентаризационной стоимости, которая определена в установленном порядке.
Как установлено материалами дела Хасанова В.Х. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в комитет социальной защиты населения администрации города Перми о признании ее малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласно перечню к данному заявлению заявитель представила, в том числе, копию свидетельства о государственной регистрации права, копию справки о стоимости дома /л.д.35,32/.
В справке о доходах поданной заявителем в разделе 2. Сведения об имуществе заявитель указала, что имеет на праве собственности 1 /5 долю дома, по <адрес> стоимостью 1/5 от -СУММА4-. /л.д. 38/.
Из представленной в комитет справки ИФНС по Свердловскому району города Перм от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании информации, поступившей из ОГУП ЦТИ Пермского края» инвентаризационная стоимость жилого дома, находящегося по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет -СУММА4-. /л.д.43/.
Таким образом, заявитель обращаясь в комитет с заявление о признании ее малоимущей для целей признания нуждающейся в получении жилых помещений указывает, что ей принадлежит на праве собственности 1 /5 доли в жилом доме, собственноручно указывает инвентаризационную стоимость данного имущества.
Действительно, из содержания представленной в материалы гражданского дела справки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 30 мин. произошел пожар, в доме № по <адрес>, общая площадь пожара -S-., однако доказательств тому, что в результате данного пожара жилой дом утрачен полностью в материалы дела не представлено. Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении данного объекта, в связи с его утратой не исключена.
Однако, Комитетом социальной защиты населения в материалы гражданского дела представлен расчет без учета стоимости дома, в котором произошел пожар:
Среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи ССД = ДС/СС, где ДС - фактический среднемесячный совокупный доход семьи:
СС = 1 чел. - состав семьи (в СС при расчете ССД не включаются члены семьи достигшие 18 летия на момент обращения, ДД.ММ.ГГГГ, и не имеющие доходов в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, кроме обучающихся на дневном отделении в ВУЗах и техникумах ).
= Д1/М1 + Д2/М2 +.. . Дп/Mn, где Д - доход каждого члена семьи, М - количество месяцев, в которых был доход.
ДС = -СУММА5-./12 мес. = -СУММА6-./мес. = -СУММА6-./мес. ССД = -СУММА6-./мес. /1 чел. = -СУММА6-./мес./чел.
Определение расчетного показателя рыночной стоимости жилого помещения:
Расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения для приобретения по норме предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма СЖ = НГГССРЦ, где НП - норма предоставленияжилого помещения на одного члена семьи, СС - состав семьи, РЦ - средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. площади жилого помещения.
СЖ = 15,00 кв.м./чел. * 1 чел. * -СУММА7-./кв.м. = -СУММА8-.
Определение порогового размера среднемесячного совокупного дохода:
Порог размера среднемесячного совокупного дохода ПД = (СЖ/ПН)*(1/СС) + ПМ, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения для приобретения по норме предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма, ПН = 180 мес. - установленный период накопления (в месяцах), СС = 1 чел. -состав семьи (в СС при расчете ПД включаются все члены семьи), ПМ = 6 841,00 руб./мес./чел. - среднемесячный минимальный уровень дохода на 1 человека.
ПД = (-СУММА8-. / 180 мес.) * (1 /1 чел.) + 6 841,00 руб./мес./чел. = -СУММА9-./мес./чел.
Определение потребности семьи в средствах на приобретение жилья:
Потребность в средствах на жилье ПЖ = СЖ - И, где СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения для приобретения по норме предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма, И - размер стоимости имущества, принадлежащего семье гражданина. ПЖ = -СУММА8-. - -СУММА10-. = -СУММА8-.
Определение размера возможных семейных накоплений:
Размер возможных семейных накоплений за установленный период накоплений Н = (ДС-СПМ)*ПН, где ДС -среднемесячный совокупный доход семьи, СПМ - среднемесячный минимальный доход, необходимый для проживания семьи, ПН - установленный период накоплений (в месяцах). СПМ = Сумма ПМ членов семьи. СПМ = 6 008,00 руб./мес. = 6 008,00 руб./мес.
Н = ( -СУММА6-./мес. - 6 008,00 руб./мес) * 180 мес. = -СУММА11-.
Таким образом, среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, меньше порогового значения среднемесячного совокупного дохода (ССД < ПД).
Потребность семьи на приобретение жилья равна или меньше размера возможных семейных накоплений за установленный период (ПЖ = или < Н).
Данный расчет заявителем и его представителем не оспорен, контррасчет не приведен.
На основании вышеприведенного расчета потребность семьи на приобретение жилья меньше размера возможных семейных накоплений за установленный период (ПЖ = -СУММА8-.; Н = -СУММА11-.), то есть заявителю не может быть присвоен статус малоимущей в целях предоставления жилых помещений, даже в том случае, если исключить полностью стоимость недвижимого имущества.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, комитетом социальной защиты населения Администрации города Перми вынесено законное и обоснованное решение об отказе в признании Хасановой В.Х. малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилых помещений по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем требования заявителя о признании данного решения незаконным удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Отказать Хасановой В. Х. в удовлетворении требований о признании незаконным Решения Комитета социальной защиты населения администрации города Перми об отказе в признании граждан малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение 30-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Свердловский районный суд города Перми.
Судья Т.А.Никитина