Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2117/2013 ~ М-2379/2013 от 30.05.2013

Дело №2-2117/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2013 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи О.В. Селезневой,

с участием секретаря судебного заседания – К.Г. Кудаевой,

с участием в деле:

истца – Правительства Республики Мордовия, его представителя И.С. Гуськовой, представившей доверенность от 20 мая 2013 года № 01-17/293,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

ответчицы – А.Д. Гаврилкиной, ее представителя С.В. Емельяновой, представившей ордер № 120 от 20 июля 2013 года,

ответчика – А.В. Гаврилкина, его представителя С.В. Емельяновой, представившей ордер № 120 от 20 июля 2013 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Г.Н. Гаврилкиной,

прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия И.М. Мещеряковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия к А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкину о прекращении права собственности А.В. Гаврилкина на 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м. и земельный участок площадью 806 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 768 465 рублей, о прекращении права собственности А.Д. Гаврилкиной на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28.3 кв.м. и земельный участок площадью 711 кв. м., с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 476 970 рублей.

установил:

Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкину о прекращении права собственности А.В. Гаврилкина на 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м. и земельный участок площадью 806 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 768 465 рублей, о прекращении права собственности А.Д. Гаврилкиной на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28.3 кв.м. и земельный участок площадью 711 кв. м., с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 476 970 рублей.

В обоснование своих требований Правительство Республики Мордовия указало, что необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией.

Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана городского округа Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой).

На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Ре-

шением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями от 21 июля 2010 года) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия».

Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>, в целях размещения объекта - автодорога Обход г. Саранска.

Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО «ГипродорНИИ», г. Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов. В связи с этим и был указанным выше постановлением Главы Администрации городского округа Саранск утвержден один вариант.

По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно гигиенических и других действующих норм.

Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 25 декабря 2010 года на земельный участок с кадастровым номером и 26 апреля 2011 года на земельный участок с кадастровым номером на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 года), регистрация от 25 декабря 2010 года и от 26 апреля 2011 года.

24 мая 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 05 февраля 2013 года № 01/030/2013-1337, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 711 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности А.Д. Гаврилкиной.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ от 05 февраля 2013 года № 01/030/2013-1369, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 806 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности А.В. Гаврилкину.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 07 марта 2013 года № 01/031/2013-124 жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности А.Д. Гаврилкиной - 42/100 доли в праве и А.В. Гаврилкину - 58/100 доли в праве.

27 мая 2011 года А.В. Гаврилкину направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление А.В. Гаврилкин получил 31 мая 2011 года.

2 июня 2011 года А.Д. Гаврилкиной направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление А.Д. Гаврилкина получила 7 июня 2011 года.

Согласно отчету № 25/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения составила 906321 рублей, земельного участка площадью 806 кв.м. с кадастровым номером - 1 242 799 рублей и земельного участка, площадью 711 кв.м. с кадастровым номером - 1 096 315 рублей.

Исходя из выкупной цены домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, была определена выкупная цена принадлежащего А.Д. Гаврилкиной изымаемого для государственных нужд Республики Мордовия недвижимого имущества - 42/100 доли в праве на спорный жилой дом (без учета стоимости самовольно построенных объектов), включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером ) в размере 1 476 970 рублей.

Исходя из выкупной цены домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, была определена выкупная цена принадлежащего А.В. Гаврилкину изымаемого для государственных нужд Республики Мордовия недвижимого имущества 58/100 доли в праве на спорный жилой дом (без учета стоимости самовольно построенных объектов), включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и земельного участка площадью 806 кв.м. с кадастровым номером ) в размере 1 768 465 рублей.

18 января 2013 года А.В. Гаврилкину и А.Д. Гаврилкиной направлены проекты соглашения о возмещении выкупной цены, которые получены собственниками 22 января 2013 года.

Невозможность изъятия земельного участка без прекращения права собственности на жилой дом по <адрес> вызвана тем, что непосредственно на данном земельном участке располагается спорное здание, что подтверждается планом участка под строениями в техническом паспорте на жилой дом, расположенный по указанному адресу (инвентарный номер ).

По данным основаниям Правительство Республики Мордовия просило суд после уплаты выкупной цены прекратить право собственности А.В. Гаврилкина на 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28.3 кв. м. и земельный участок площадью 806 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1768 465 рублей.

После уплаты выкупной цены прекратить право собственности А.Д. Гаврилкиной на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28.3 кв.м. и право собственности на земельный участок площадью 711 кв. м., кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 476 970 рублей (т.д. 1, л.д. 1-6).

Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечен Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 119-120).

Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 20 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечена Г.Н. Гаврилкина.

В судебном заседании представитель истца Правительства Республики Мордовия И.С. Гуськова исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании ответчики А.Д. Гаврилкина и А.В. Гаврилкин, их представитель С.В. Емельянова исковые требования не признали, относительно выкупа принадлежащих им дома и земельных участков не возразили, однако возразили относительно выкупной цены, определенной истцом, суду объяснили, что согласно экспертному заключению № 13/09/2088-н ООО «Оценочные системы» и заключению экспертов Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева № 259/02-13 рыночная стоимость жилого дома и земельных участков, включая надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, значительно превышает выкупною стоимость, предложенную истцом. Кроме того, экспертным заключением ООО «Оценочные системы» определены также размер убытков, причиненных им как собственникам жилого дома и земельного участка, в связи с их изъятием, включая убытки, которые они понесут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, а также в связи с лишением возможности пользования гаражом для хранения автомобиля, огородом и многолетними насаждениями.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Г.Н. Гаврилкина разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежат частичному удовлетворению исходя из экспертного заключения № 13/09/2088-н ООО «Оценочные системы» и заключения экспертов Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева № 259/02-13, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, ответчик А.В. Гаврилкин является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 806 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (т.д. 1, л.д. 134).

А.Д. Гаврилкина является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (т.д. 1, л.д. 135).

А.В. Гаврилкину и А.Д. Гаврилкиной на праве общей долевой собственности принадлежит 58/100 доли и 42/100 доли соответственно жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.д. 1, л.д. 136).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 принято решение изъять (в том числе путем выкупа) земельные участки (согласно приложению) для государственных нужд Республики Мордовия. В перечне земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, указан земельный участок по адресу: <адрес>. Указанное постановление Правительства Республики Мордовия с приведением перечня земельных участков, подлежащих изъятию, опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 года № 177 (т.д.1, л.д. 12, 13-18, 19-26, 27, 36).

Необходимость изъятия земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории, а именно Генеральным планом г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск».

Согласно Генеральному плану г. Саранска предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс).

На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями от 21 июля 2010 года) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31 июля 2009 года № 1752, от 01 октября 2009 года № 2250, от 28 октября 2010 года № 2915, от 7 февраля 2011 года № 210, от 05 апреля 2011 года № 893, от 17 мая 2012 года № 2250, от 28 октября 2010 года № 2915, от 07 февраля 2011 года № 210, от 05 апреля 2011 года № 893, от 17 мая 2012 года № 1799) (т.д. 1, л.д. 38, 41, 42, 43, 49, 53, 54).

Указанным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который также подтверждает необходимость изъятия земельных участков по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г. Саранска (т.д. 1, л.д. 39-40, 44-48, 50-52).

Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ», г. Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.

Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

24 января 2011 года Управлением Государственной экспертизы Республики Мордовия утверждено положительное заключение № 13-3-5-0033-11 по рабочему проекту «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс) (т.д. 1, л.д. 97, 98-118).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 07 февраля 2011 года № 210 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий для размещения автомобильной дороги «Обход города Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс – 1, 2, 3 очереди строительства; 2 пусковой комплекс; 3 пусковой комплекс) согласно приложению (т.д. 1, л.д. 49).

Постановлением Правительства Республики Мордовия № 401 от 31 октября 2011 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» поручено организовать в установленном порядке работу по проведению оценки изымаемых жилых помещений, недвижимого имущества и убытков, причинённых их изъятием, определить выкупную цену на основании произведённой оценки и заключить с собственниками изымаемых жилых помещений и недвижимого имущества соглашения о возмещении выкупной цены (л.д. 28).

Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

На основании вышеуказанной правовой нормы принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованного в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года, согласно которому жилые помещения и недвижимое имущество, жилой дом общей площадью 86,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовии в целях размещения автомобильной дороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (1 пусковой комплекс) Правительство Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 28, 29-34, 35).

В судебном заседании также установлено, что 24 мая 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01 декабря 2010 года), регистрация от 24 мая 2012 года (т.д. 1, л.д. 95-96).

25 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, регистрация от 25 декабря 2010 года (т.д. 1, л.д. 93).

26 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, регистрация от 26 апреля 2011 года (л.д. 94).

27 мая 2011 года А.В. Гаврилкину и А.Д. Гаврилкиной направлены уведомления Государственного комитета имущественных и земельных отношений о том, что земельный участок по адресу: <адрес> с расположенным на нем жилым домом подлежит изъятию путем выкупа для государственных нужд Республики Мордовия по истечении одного года с момента получения уведомления об изъятии (т.д. 1, л.д. 89-90, 91-92).

Направленное А.В. Гаврилкину уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, было получено им 31 мая 2011 года (т.д. 1, л.д. 90).

Направленное А.Д. Гаврилкиной уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, было получено ею 7 июня 2011 года (т.д. 1, л.д. 92).

18 января 2013 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на имя А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкина направлены письма, в которых предложено в течение пяти календарных дней со дня его получения рассмотреть приложенный проект соглашения о возмещении выкупной цены и направить подписанный экземпляр в адрес ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» (т.д. 1, л.д. 80, 81-83, 84, 85-88).

Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 25/2012, подготовленному Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и зелеными (плодово-ягодными) насаждениями, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 марта 2012 года, составляет 906321 рубль, стоимость земельного участка площадью 806 кв.м. с кадастровым номером составляет 1242799 рублей, земельного участка площадью 711 кв.м. с кадастровым номером составляет 1096315 рублей, в том числе: доля А.Д. Гаврилкиной: 42/100 доли в праве – 380655 рублей, земельный участок 711 кв.м. – 1096315 рублей; доля А.В. Гаврилкина: 58/100 доли в праве – 525 666 рублей, земельный участок 806 кв.м. – 1242 799 рублей (т.д. 1, л.д. 55-70).

Исходя из рыночной стоимости домовладения и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Правительством Республики Мордовия определена выкупная цена принадлежащего ответчикам на праве общей долевой собственности изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества - жилого дома, земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером .

Ответчики не согласились с размером выкупной цены земельных участков и доли жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, полагая, что указанные в отчете суммы необоснованно занижены.

В обоснование своей позиции, ответчиками было заявлено в судебном заседании ходатайство о назначении по делу комплексной судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

1. Какова рыночная стоимость жилого дома и хозяйственных (надворных) построек, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>?

2. Какова рыночная стоимость земельного участка под кадастровым номером общей площадью 806 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и плодово-ягодных, многолетних насаждений, расположенных на нем, на дату проведения настоящей экспертизы (в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 года № 568-р)?

3. Какова рыночная стоимость земельного участка под кадастровым номером общей площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и плодово-ягодных, многолетних насаждений, расположенных на нем, на дату проведения настоящей экспертизы (в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 года № 568-р)?

4. Определить размер убытков в денежном выражении, причиненных А.Д. Гаврилкиной как собственнику 42/100 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 711 кв.м., в связи с их изъятием, включая убытки, которые она понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.

5. Определить размер убытков в денежном выражении, причиненных А.В. Гаврилкину как собственнику 58/100 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 806 кв.м., в связи с их изъятием, включая убытки, которые она понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.

6. Определить размер убытков в денежном выражении в связи с лишением А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкина возможности пользоваться гаражом для хранения автомобиля, огородом и многолетними насаждениями.

Согласно заключению эксперта № 13/09/1088-н, подготовленному ООО «Оценочные системы» от 7 октября 2013 года, рыночная стоимость земельного участка под кадастровым номером общей площадью 806 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и плодово-ягодных, многолетних насаждений, расположенных на нем, на дату проведения настоящей экспертизы (в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минфина Российской Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р) составляет 2359 232 рубля.

Рыночная стоимость земельного участка под кадастровым номером общей площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, плодово-ягодных, многолетних насаждений, расположенных на нем, на дату проведения настоящей экспертизы (в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минфина РФ от 6 марта 2002 года №568-р) составляет: 2081 308 рублей.

Размер убытков в денежном выражении, причиненных А.Д. Гаврилкиной как собственнику 42/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 711 кв.м., в связи с их изъятием, включая убытки, которые она понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение составляет 36 522 рубля.

Размер убытков в денежном выражении, причиненных А.В. Гаврилкину как собственнику 58/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 806 кв.м., в связи с изъятием, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение составляет 39 578 рублей.

Размер убытков в денежном выражении в связи с лишением А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкина возможности пользования гаражом для выполнения автомобиля, огородом и многолетними насаждениями составляет 7200 рублей.

В экспертном заключении указано, что размер убытков, причиненных А.Д. Гаврилкиной как собственнику 42/100 доли жилого дома, связанных с арендой гаража, составляет 3024 рубля, размер убытков, причиненных А.В. Гаврилкину как собственнику 58/100 доли жилого дома, связанных с арендой гаража, составляет 4176 рублей. На момент проведения экспертизы сезон сбора урожая сельскохозяйственных культур закончен и до следующего сезона имеется возможность приобретения аналогичного земельного участка с плодово-ягодными и многолетними насаждениями, поэтому убытки, связанные с лишением А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкина возможности пользоваться огородом и многолетними насаждениями не рассчитывались.

Согласно заключению эксперта № 259/02-13 от 10 октября 2013 года, подготовленному Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» рыночная стои­мость строений, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, на момент экспертного осмотра составляет:

жилой дом под лит. А - 173 020 руб. 48 коп.;

холодная пристройка (тамбур) под лит. а - 6 062 рубля 98 коп.;

гараж под лит. Г - 302 501рубль 04 коп.;

сарай под лит. Г1 - 947 рубля 99 коп.;

сарай под лит. Г2 - 39 020 руб. 20 коп.;

баня под лит. ГЗ - 315 408 руб. 21 коп.;

теплица под лит. Г4 - 17 687 руб. 08 коп.;

сарай под лит. Г5 - 6 116 руб. 65 коп.;

навес без. лит. - 4 725 руб. 46 коп.;

сарай без лит. - 718 руб. 52 коп.

колодец под лит. 1-21853 руб. 91 коп.;

уборная под лит. II - 8 492 руб. 36 коп.;

погреб под лит. III - 7 232 руб. 43 коп.;

забор решетчатый из теса под лит. IV - 47736 руб. 06 коп.;

забор сплошной металлический под лит. V - 18368 руб. 25 коп.

Общая рыночная стоимость строений составляет 969 891руб. 63 коп.

При сравнительном анализе и изучении вышеуказанных экспертного заключения № 13/09/1088-н, подготовленного ООО «Оценочные системы» и экспертного заключения № 259/02-03 от 10 октября 2013 года, подготовленного Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» в рамках назначенной комплексной судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, и представленного истцом отчета Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия № 25/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, суд принимает в качестве допустимых и достоверных доказательств при разрешении возникшего спора экспертное заключение № 13/09/1088-н ООО «Оценочные системы» и экспертное заключение № 259/02-03 от 10 октября 2013 года Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Данный вывод суд основывает на следующем.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (статья 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").

В вышеуказанных судебных экспертных заключениях дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома), имеется ряд таблиц, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При оценке объектов недвижимости применены три подхода определения стоимости: затратный, сравнительный и доходный, кроме того дана полная характеристика аналогов. Экспертным заключением № 13/09/1088-н ООО «Оценочные системы» от 7 октября 2013 года также определен размер прочих убытков, причиненных правообладателям изымаемого земельного участка, а именно убытки, связанные с переездом: услуги перевозчиков, услуги по упаковке имущества; убытки, связанные с поиском жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение; убытки, связанные с арендой жилья и гаража собственником недвижимого имущества на период поиска недвижимости, взамен изымаемой.

Таким образом, экспертное заключение № 13/09/1088-н, подготовленное ООО «Оценочные системы», от 7 октября 2013 года, и экспертное заключение № 259/02-03 от 10 октября 2013 года, подготовленное Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», соответствуют положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Экспертные заключения составлены экспертами, имеющими право на проведение такого рода экспертиз, эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, представленный истцом в качестве подтверждения рыночной стоимости спорного домовладения, земельных участков № 25/2012, подготовленный по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия по состоянию на 16 марта 2012 года, в данном случае не может быть принят судом в качестве достоверного доказательства по данному гражданскому делу, поскольку в указанном отчете рыночная стоимость спорных долей жилого дома и земельных участков определена по состоянию на 16 марта 2012 года, то есть на дату предшествующую дате предъявления Правительством Республики Мордовия настоящего иска в суд более, чем на год.

В то время, как выкупная цена изымаемых земельных участков и жилого дома должна определяться судом по состоянию на момент разрешения спора.

В отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности, отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете, суду не представляется возможным определить характеристики взятых аналогов для сравнения.

Таким образом, суд признает экспертное заключение № 13/09/1088-н, подготовленное ООО «Оценочные системы» от 7 октября 2013 года и экспертное заключение № 259/02-03 от 10 октября 2013 года, подготовленное Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», объективными и обоснованными, и считает необходимым принять их в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу.

Однако из рыночной стоимости строений, расположенных по адресу: <адрес>, определенной экспертным заключением № 13/09/1088-н от 10 октября 2013 года, подготовленным ООО «Оценочные системы», суд исключает стоимость холодной пристройки под литером а – 6062 руб. 98 коп., сарая под лит Г2 – 39020 руб. 20 коп., сарая под лит. Г 5 – 6116 руб. 65 коп., общей стоимостью 51199 руб. 83 коп., поскольку указанные строения в техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 декабря 2010 года обозначены как самовольные строения, право собственности на которые не зарегистрировано за ответчиками в установленном законом порядке.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» ФИО19 пояснил, что при определении рыночной стоимости жилого дома и надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>, им учитывались все строения, имеющиеся на земельном участке с кадастровым номером и земельном участке с кадастровым номером , включая и самовольные строения.

В этой связи, суд определяет стоимость принадлежащего А.В. Гаврилкину изымаемого имущества (58/100 доли жилого дома и земельного участка, площадью 806 кв.м. с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>), а также размер убытков, причиненных ему в связи с изъятием, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, а также размер убытков в связи с лишением А.В. Гаврилкина возможности пользоваться гаражом для хранения автомобиля в размере 2935827 руб. 25 коп., согласно следующему расчету:

2359232 рубля (рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером и плодово-ягодных насаждений) + 532841 руб. 25 коп. (58/100 доли жилого дома с надворными постройками) + 39578 рублей (размер убытков, причиненных в связи с изъятием, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение) + 4176 рублей (размер убытков в связи с лишением возможности пользоваться гаражом для хранения автомобиля).

Стоимость принадлежащего А.Д. Гаврилкиной изымаемого имущества, а также размер причиненных ей убытков составляет 2506704 руб. 55 коп., согласно следующему расчету:

2081 308 рублей (рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером и плодово-ягодных насаждений) + 385 850 руб. 55 коп. (42/100 доли жилого дома с надворными постройками) + 36 522 рубля (размер убытков, причиненных в связи с изъятием, включая убытки, которые она понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение) + 3024 рубля (размер убытков в связи с лишением возможности пользоваться гаражом для хранения автомобиля).

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.

При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.

Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, право общей долевой собственности ответчиков на жилой дом и право собственности на земельные участки подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты Правительством Республики Мордовия им выкупной цены данного имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельные участки изымаются для государственных нужд в связи с размещением автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на земельные участки и жилой дом в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд путем выкупа, Правительством Республики Мордовия соблюден.

При таких обстоятельствах исковые требования Правительства Республики Мордовия к А.Д. Гаврилкиной и А.В. Гаврилкину о прекращении права собственности А.В. Гаврилкина на 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м. и земельный участок площадью 806 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 768 465 рублей, прекращении права собственности А.Д. Гаврилкиной на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28.3 кв.м. и право собственности на земельный участок площадью 711 кв. м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 476 970 рублей являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

30 октября 2013 года представитель истца И.С. Гуськова обратилась в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, принятых по данному делу.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 3 июня 2013 года удовлетворено заявление Правительства Республики Мордовия об обеспечении его иска к А.Д. Гаврилкиной о прекращении права собственности на 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене, равной 1476 970 рублей, к А.В. Гаврилкину о прекращении права собственности на 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене, равной 1768 465 рублей.

А.Д. Гаврилкиной запрещено заключать любые сделки по распоряжению и обременению правами третьих лиц принадлежащего ей на праве собственности следующего имущества:

- земельного участка общей площадью 711 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- 42/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

А.В. Гаврилкину запрещено заключать любые сделки по распоряжению и обременению правами третьих лиц принадлежащего ему на праве собственности следующего имущества:

- земельного участка общей площадью 806 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- 58/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 28,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно статье 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда.

В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Исковые требования истца удовлетворены частично, однако истец считает необходимым отменить обеспечительные меры, примененные по данному делу по его заявлению. Лица, участвующие в деле, не возразили относительно отмены обеспечительных мер. В этой связи, сохранение обеспечительных мер представляется нецелесообразным, и такие меры подлежат безусловной отмене.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ 58/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 28,3 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 806 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 1 768 465 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 42/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 28.3 ░░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 711 ░░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 1 476 970 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 42/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 28,3 ░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 711 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 2506704 ░░░. 55 ░░░. (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░).

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ 58/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 28,3 ░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 806 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 2935827 ░░░. 25 ░░░. (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░).

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 711 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;

- 42/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 28,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;

░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 806 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;

- 58/100 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 28,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2-2117/2013 ~ М-2379/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Правительство РМ в лице ГКУ "Упрдор Республики Мордовия"
Ответчики
Гаврилкин Александр Васильевич
Гаврилкина Антонина Дмитриевна
Другие
Емельянова Светлана Валентиновна
Госкомитет имущественных и земельных отношений РМ
Гаврилкина Галина Николаевна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Селезнева Олеся Валерьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
30.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2013Передача материалов судье
03.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2013Предварительное судебное заседание
08.07.2013Судебное заседание
11.10.2013Производство по делу возобновлено
22.10.2013Судебное заседание
30.10.2013Судебное заседание
05.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2014Дело оформлено
25.06.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее