Дело № 2-401/2019
59RS0044-01-2019-000412-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 г.
Чусовской городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.
при секретаре Леконцевой В.В.
с участием помощника Чусовского городского прокурора Дружковой Е.В.
истца Петрова А.А.
представителей ответчиков Скородумовой И.В., Важенина А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Петрова Альберта Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю", Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
.... Петров А.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за причиненный моральный вред. Из искового заявления следует, что с .... по .... содержался в помещении ОСУОН ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, который находится в штрафном запираемом помещении ШИЗО, ПКТ, СУС и не соответствует нормам уголовно-исполнительной системы, что выявил прокурор по надзору при проведении проверки данного помещения. В данном помещении недостаточно искусственного освещения, отсутствует вентиляция; туалет и мойка, расположенные в углу, не изолированы, а огорожены перегородкой высотой 120 см, из-за чего от туалета исходил ужасный запах, а при отправлении естественных надобностей осужденные были вынуждены жечь бумагу, чтобы устранить его; расстояние между туалетом и обеденным столом составляло 2,20 м; расстояние между туалетом и ближайшей кроватью составляло 1 м.; воздух в данном помещении был душный и влажный; из-за отсутствия вентиляции камера была постоянно заполнена табачным дымом, грязные испарины оседали на стенах, вещах, спальных местах и шкафах для продуктов питания, т.к. отсутствовало место и комната для курения; окно не соответствовал размерам, из-за чего не было доступа к естественному освещению, так как окно размером 71 х 43 см располагалось под самым потолком; в данном помещении отсутствовала комната отдыха, лишая его уединения и расслабления; отсутствовала комната для приема пищи; по факту его держали на положении особого режима, согласно ст. 125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а по приговору суда он осужден к 5 годам строгого режима, из-за данного нарушения он нес двойное наказание и испытывал унижения, страдания в связи с унижающим достоинство условиями содержания под стражей. Просит проанализировать приведенные им доказательства, выявленные нарушения Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в их совокупности, учитывая характер и степень нарушенного права, в том числе принимая во внимание период времени проведенного в данном помещении, исходя их принципа разумности и справедливости, определить размер компенсации причиненного морального вреда в сумме 750 000 руб.
В судебном заседании Петров А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что помещения, в которых он содержался не соответствовали установленным требованиям, что подтверждено проводимыми прокуратурой проверками. Пояснил, что запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются полным комплексом коммунально-бытовых объектов, по факту отсутствует комната досуга и отдыха, нет помещения для приема пищи, санузел не огорожен. Прокуратурой Пермского края установлен факт несоответствия помещения ОСУОН, так как он является камерой, что не соответствует установленным требованиям статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В данном помещении отсутствовал вытяжной люк, из-за чего в камере ОСУОН не было циркуляции воздуха, в ОСУОН ограничение в употреблении курения сигарет отсутствует, вынужден был дышать табачным дымом, зловониями, стал пассивным курильщиком, тогда как является некурящим человеком. Дневной свет не поступал в помещение, не поступало свежий воздух через форточку, на 20 кв.м. по 8-10 человек содержались, что создавало скученность и лишало личного пространства.
Ответчиком ФКУ ИК-37 ГУФСИН России представлено в материалы дела письменное возражение на исковое заявление Петрова А.А. в котором указали не несогласие с исковыми требованиями. Указали, что Петров А.А. .... был переведен в участок строгих условий отбывания наказания. Возражая по доводам истца о несоответствии окон запираемых помещений, поясняют, что согласно техническому паспорту административного здания штаба год ввода в эксплуатацию указан 1991 год. На момент постройки здания применялись нормы приказа МВД СССР от 25.01.1971 № 040 "Об утверждении Указаний по проектированию и строительству следственных изоляторов и тюрем МВД СССР". Механизм открывания окна функционирует. Реконструкция здания не проводилась. Согласно справке бухгалтерии ФКУ ИК-37 лимитов бюджетных обязательств в 2016-2018 г.г. на реконструкцию и перепланировку не выделялось. Доводы истца о несоответствии норм применяемых к туалетам в УСОН учреждения, а также вентиляции в камерах считают не нашедшими свое подтверждение. В связи с тем, что в помещениях УСОН имеется естественное проветривание, вытяжной вентилятор, а также вытяжные люки, технические параметры которых обеспечивают в полм объеме потребность отдельного корпусного блока и расположенных в нем камер в циркуляции воздуха. Согласно пункту 156 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным разрешается курение в период прогулки, предусмотренной распорядком дня исправительного учреждения. Каких-либо норм, регламентирующих расстояние между столами, кроватями, туалетами в исправительных учреждениях не установлено. Полагают, что в иске не имеется доказательств наличия незаконных действий (бездействия) должностных лиц, причинно-следственной связи между действиями должностных лиц ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю и нарушением каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных благ истца.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю Скородумова И.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований Петрова А.А. по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Поддержал в судебном заседании доводы письменных возражений на исковое заявление Петрова А.А. представитель ответчика ФСИН России по Пермскому краю Важенин А.К. Представитель также указывает на отсутствие допущенных нарушений прав истца со стороны исправительного учреждения, недоказанность причинения морального вреда. Установление факта нарушения само по себе не является основанием для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истец должен доказать, что тем самым нарушены его имущественные права и личные нематериальные блага.
Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещены, представителя не направили.
Суд, заслушав стороны, заключение прокурора о частичном удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Петров А.А. заявил исковые требования относительно взыскания компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания его в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю в период с .... по ...., в течение которого он содержался в помещении ОСУОН (камера ..., где расположен отряд ОСУОН), часть периода содержался в ШИЗО. Согласно информации исправительного учреждения Петров А.А. содержался в штрафном изоляторе ....
Из представленных истцом доказательств - ответов Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения от ...., от ...., ...., .... следует, что по обращениям Петрова А.А. в апреле 2018 года выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части несоответствия размера окон и столов в штрафных помещениях данного учреждения, выявлена недостаточность естественного освещения, указано на наличие решения Чусовского городского суда об оборудовании штрафных помещений вентиляцией, в декабре 2017 г. выявлены нарушения требований законодательства в части трансляции радиопередач посредством репродуктора в штрафных помещениях с избыточной громкостью. Из ответа прокуратуры Пермского края от .... следует, что в ходе проверки нарушения прав Петрова А.А. в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю подтвердились данные о нарушении его прав. В помещениях отсутствует надлежащая вентиляция, что является одной из причин возникновения запаха их туалета и повышенной влажности. В Чусовской городской суд направлено исковое заявление о понуждении ИК-37 оборудовать камеры штрафных помещений приточной вентиляцией с механическим побуждением. Требования прокурора удовлетворены. Выявлены нарушения в части работы освещения и размера окон. Установлено отсутствие дополнительных помещений, в результате чего осужденные круглосуточно находятся в годном помещении, где располагаются спальные места. Нарушений закона в части приватности при отправлении осужденными естественных нужд в камере ... не установлено. Санузел имеет необходимое ограждение и дверцы. Норма жилой площади на одного осужденного в камере соблюдается.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц понимаются условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Право лишенных свободы лиц на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки установлены статьями 93, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Суд приходит к выводу, что доводы Петрова А.А. частично нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, а именно в части отсутствия вентиляции в штрафных помещениях учреждения, в связи с чем прокуратурой было направлено исковое заявление в Чусовской городской суд о понуждении ФКУ ИК-37 оборудовать камеры штрафных помещений приточной вентиляцией с механическим побуждением. Запах из туалета и повышенная влажность объясняется следствием отсутствия надлежащей вентиляции, на что также указано в ответе прокуратуры. Также в штрафных помещениях установлено несоответствие размера окон, что влияет на недостаточность естественного освещения. Доводы о наличии указанных нарушений в помещении ОСУОН (камера ..., где расположен отряд ОСУОН ...) опровергаются информацией Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, изложенной в заключении по результатам проверки обращения осужденного Петрова А.А. Согласно данному заключению, в камере ..., где расположен отряд ОСУОН ..., нарушения требований приватности при отправлении осужденными естественных нужд, а именно отсутствие ограждения и дверцы санузлов не выявлялись. Доводы о нарушении требований приватности в камерах ШИЗО в обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда истцом не заявлены. Из заключения прокурора следует, что размер оконного проема в камере ... позволяет осужденным трудиться и читать при естественном освещении в нормальных условиях в дневное время, как предусмотрено п.п. "а" п. 18.2 Европейских пенитенциарных правил. Стол для приема пищи осужденными в помещении отряда ОСУОН ... расположен на достаточном удалении от туалета, что обеспечивает соблюдение санитарных норм для осужденных. Не нашли подтверждения доводы истца о несоблюдении требований обеспечения необходимой санитарной площадью, а также нарушение его прав самим фактом отбывания наказания в камере ..., в которой расположен отряд ОСУОН, притом, что помимо отсутствия дополнительных помещений и нахождения круглосуточно в одном помещении, в котором располагаются спальные места (нарушение пункта 145 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295), иных нарушений в этой части в судебном заседании не установлено. Не доказано Петровым А.А., что отбывающие с ним наказание лица курили в не отведенных для этого местах, тем самым не доказано причинение ему морального вреда наличием табачного дыма в помещении отряда строгих условий и ШИЗО.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание характер допущенных нарушений личных неимущественных прав Петрова А.А., с учетом характера и длительности периода нарушения, с учетом требований разумности и справедливости, отсутствие тяжких последствий, суд полагает возможным взыскать в пользу истца в счет компенсации морального вреда 4 000 руб. с ФСИН России, как главного распорядителя средств бюджета (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░