Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-377/2012 ~ М-379/2012 от 15.06.2012

Дело №2-377/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.07.2012 г.                                                                 г. Ковылкино.

        Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Лёвкина В.Ю., при секретаре Чекашкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадошкинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ММО МВД РФ «Ковылкинский о возложении обязанности оборудовать ИВС ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» расположенном по адресу: Республика Мордовия, пос. Кадошкино, ул. Болдина, д.1 санитарным пропускником, душевой камерой дезинфекционной камерой, оборудовать специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами,

                                        УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Кадошкинского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ММО МВД РФ «Ковылкинский», в котором просил возложить обязанность на ММО МВД РФ «Ковылкинский» произвести в изоляторе временного содержания ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский», расположенном по адресу пос. Кадошкино, ул. Болдова, д.1 оборудовать санитарным пропускником, дезинфекционной камерой, оборудовать специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование требований указал, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Кадошкинского района Республики Мордовия в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 11 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ № 115 Минздрава РФ от 31.12.1999 № 475 в изоляторе временного содержания ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» отсутствуют санитарный пропускник, душевая, дезинфекционная камера, специальное помещение для свиданий. Неисполнение норм указанного законодательства может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического положения камер ИВС и отрицательно сказаться на здоровье содержащихся в изоляторе лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Кадошкинского района Лёвина В.Я. помощник прокурора Кадошкинского района Русяева Д.И., настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представители ММО МВД России «Ковылкинский» Авдеев А.В., Гусева Н.В. выступающие на основании доверенности от 25.06.2012 года, 12.07.2012 года, исковые требования не признали, доводы истца не оспаривали, наличие указанных прокурором нарушений подтвердили. Вместе с тем пояснили поскольку финансирование оборудования изолятора и санитарного пропускника в ИВС главным распорядителем - МВД России возможно не ранее начала 2012года, после чего ответчику потребуется время для поиска подрядчика и проведения работ в связи с чем в удовлетворении иска просили отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - МВД по Республике Мордовия Летина Н.В. выступающая на основании доверенности № 1/1175 от 29.12.2011 года требования истца не признала, суду пояснила, что вопрос по проведению изолятора временного содержания в соответствии с предъявленными требованиями, в том числе по улучшению материально-бытовых и медико-социальных условиях условий неоднократно разрешался руководством МВД Республики Мордовия на уровне МВД России. Финансирование изоляторов временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Выделяемых из бюджета МВД России ассигнований для ИВС ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» недостаточно. Здание ИВС ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» является кирпичным строением не типовой постройки, введено в эксплуатацию в 1998 году. Устранение указанных нарушений в настоящее время не представляется возможным, так как финансирование по данной статье расходов не предусмотрено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, подписанные Российской Федерации, образуют неотьемлемую составную часть ее правовой системы.

В силу п.п. 38 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Согласно Положению о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» утвержденного приказом МВД по Республике Мордовия от 04.03.2011 № 261 ответчик является территориальным органом МВД России на районном уровне, осуществляет свою деятельность на районном уровне.

Пунктом 19 Положения о Межмуниципальном отделе МВД РФ «Ковылкинский» предусмотрено, что в полномочия ответчика входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Статьей 9 вышеназванного закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ).

Часть 1 ст. 24 названного Федерального закона предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статьей 16 вышеназванного закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно п. 11,12 Приказа МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 (ред. от 24.12.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел" все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). Лица, пораженные контагиозными кожными (в том числе чесоткой), гнойничковыми и грибковыми заболеваниями, моются отдельно от остальных и в последнюю очередь. Все находившиеся в контакте с ними лица осматриваются медицинским работником ИВС и направляются на дополнительную санитарную обработку. Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке. Подозреваемые и обвиняемые, у которых при осмотре выявлен педикулез, подвергаются санитарной обработке в санпропускнике с применением противопедикулезных препаратов. В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.

В соответствии с п.п. 8.10, 8.13 Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют организацию и обеспечение проведения дезинфекционных мероприятий, ведение необходимой медицинской документации, в том числе журнала регистрации дезинфекции.

Согласно пунктам 139, 140 названных Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.

Однако в нарушение ст. ст. 18,23 Закона, п.14, 139, 140 Правил и п. п.11, 12 Инструкции в изоляторе временного содержания ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» отсутствуют санпропускник, душевая и дезинфекционная камеры, комната для свиданий.

В соответствии со статьей 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ. в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Статьей 3 указанных Правил установлено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя-начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

В судебном заседании установлено, что требования федерального законодательства при содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в изоляторе временного содержания ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» не соблюдаются.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Кадошкинского района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пункта полиции ММО МВД РФ «Ковылкинский» по обслуживанию Кадошкинского района находится на первом этаже здания по адресу Республика Мордовия, пос. Кадошкино, ул. Болдина, д.1. В ИВС имеется <N> камеры для принудительного содержания общей площадью <N> кв.м., которые рассчитаны на содержание <N> лиц. В ИВС отсутствуют санитарный пропускник, душевая, дезинфекционная камера для обработки одежды (иных носильных вещей), для обработки вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых, комната для свиданий.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему содержанию, оборудованию камер ИВС, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе.

В силу п.п. 25 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Согласно ч.5 ст.9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти.

Частью 1 статьи 48 БК РФ предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

П.П. ММО МВД РФ «Ковылкинский» входит в состав органов внутренних дел РФ и подчиняется ММО МВД РФ «Ковылкинский» приказ от ДД.ММ.ГГГГ .

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ММО МВД России «Ковылкинский» осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, т о есть только из федерального бюджета.

Из объяснений начальника ИВС ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский» Канева Р.Р., следует, что в ИВС отсутствует санпропускник, душевая комната, комната для свиданий, санитарную обработка подозреваемые, обвиняемые не проходят, отсутствует камера дезинфекции вещей (одежды).

Установив выше указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Кадошкинского района об устранений нарушений ФЗ «о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».

Имеющиеся в ПП ММО МВД РФ «Ковылкиснкий» нарушения закона, существенного ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Таким образом в ходе судебного разбирательства установлено, что нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации изолятора временного содержания ПП ММО МВД РФ ММО МВД РФ «Ковылкинский» имеют место. Указанные обстоятельства представителями ответчиков не опровергнуто.

Доводы ответчиков о том, что устранение выявленных прокуратурой недостатков и приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ПП ММО МВд РФ «Ковылкинский» в соответствии с требованиями действующего законодательства невозможно, так как из федерального бюджета не выделяются для этого необходимые денежные средства, несостоятельны, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ММО МВД РФ «Ковылкинский» соблюдать требования Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При установленных судом обстоятельствах, учитывая, что отсутствие в изоляторе временного содержания в нарушение действующего законодательства санитарного пропускника и дезинфекционной камеры может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологического положения в ИВС и отрицательно сказаться на здоровье содержащихся в изоляторе лиц, требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требуемый прокурором срок для устранения нарушений - 2 месячный со дня вступления решения в законную силу суд находит разумным и достаточным, поскольку установленные недостатки в настоящее время влекут нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в камерах изолятора. При этом суд также учитывает, что при возникновении препятствий к исполнению судебного решения ответчик вправе в силу ст. 203 ГПК РФ требовать отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

       Исковые требования прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на ММО МВД РФ «Ковылкиснкий» оборудовать в изоляторе временного содержания ПП ММО МВД РФ «Ковылкинский», расположенном по адресу: Республика Мордовия, поселок Кадошкино, ул. Болдина, д.1. оборудовать изолятор временного содержания санпропускником, душевой и дезинфекционной камерой, специальное помещение для свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, не препятствующую переговорам и визуальному наблюдению в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия, через районный суд, в течение одного месяца.

                                Судья

1версия для печати

2-377/2012 ~ М-379/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Левина Валентина Яковлевна
Прокурор Кадошкинского района РМ
Ответчики
ММО МВД РФ "Ковылкинский"
Другие
Летина Наталья Васильевна
Гусева Наталья Викторовна
Авдеев Александр Викторович
Русяева Дарья Ивановна
Суд
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Левкин Владимир Юрьевич
Дело на странице суда
kovilkinsky--mor.sudrf.ru
15.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2012Передача материалов судье
15.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2012Подготовка дела (собеседование)
18.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2012Судебное заседание
27.06.2012Судебное заседание
12.07.2012Судебное заседание
21.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2012Дело оформлено
17.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее