Дело № 12-45/2018
РЕШЕНИЕ
25 сентября 2018 года п. Октябрьский ул. Ленина, д.19
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М.,
с участием защитников ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» по доверенности Швабской О.Д. и Гринок М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» Паршина В.Ф. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Иманта Е.В. от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания», место нахождения юридического лица: 165210, Архангельская область, Устьянский район, п.Октябрьский, ул.Заводская, д.17, оф.28, ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Иманта Е.В. ... от 24 мая 2018 года ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» Паршин В.Ф. подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование указал, что в связи с осуществлением ООО «УТК» сброса сточных вод после очистных сооружений в водный объект р. Устья (бассейн р. Северная Двина), обществом получено разрешение на сбросы веществ в водные объекты ... на период с 23 августа 2017г. по 22 августа 2018г. Указанным разрешением установлена допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах лимита сброса (столбец 10) по Аммоний-иону не выше 0,85 000000 мг/дм 3, по БПКп не выше 10.10000000 мг/дм 3. Сброс загрязняющих веществ по Аммоний-иону и по БПКп произведен обществом в соответствии с полученной разрешительной документацией. ООО «УТК» не было допущено превышений установленных лимитов, что подтверждается отчетностью, предоставляемой в контролирующие органы. Кроме того, непосредственно Росрыболовством исследование на предмет нарушения миграции рыб р.Устья не производилось, выводы сделаны только на основании отчета за 4 квартал 2017 года, в котором указаны сведения о сбросах в пределах норм, утвержденных Управлением Росприроднадзора.
Защитники ООО «УТК» Швабская О.Д. и Гринок М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Иманта Е.В. от 24 мая 2018 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник Гринок М.В. дополнительно пояснила, что предприятию в связи с отсутствием возможности достижения НДС выданы разрешительные документы, в соответствии с которыми на определенный срок установлены лимиты предельно допустимых сбросов сточных вод по БПК полн., аммоний-ион, взвешенные вещества, фосфаты. При получении указанных разрешительных документов предприятием разработан план мероприятий по достижению НДС. Сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов на период выполнения мероприятий по достижению НДС является сбросом в водный объект загрязняющих веществ в пределах нормативного воздействия, поэтому постановление административного органа о привлечении ООО «УТК» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ полагает незаконным. Доводы должностного лица, изложенные в постановлении, о том, что предприятием осуществляется сброс неочищенных сточных вод противоречат данным протокола № ... от 23 ноября 2017 года о показателях качества стоков по загрязняющим веществам на входе на очистные сооружения и данным фактического сброса, указанным в протоколах результатов анализов ... от 23 ноября 2017 г., ... от 23 декабря 2017 г.
Заслушав защитников юридического лица, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме.
Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания. Состав правонарушения формальный. Объективная сторона названного состава выражается в действии или бездействии, повлекших нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон №7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно положениямч.1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ (далее по тексту- ВК РФ) сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 года № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552, зарегистрированным в Минюсте России 13 января 2017 г. №45203, утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Из материалов дела установлено, что на основании поступившего в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству поручения «О проверках отчетов водопользователей» № 08 от 30 января 2018 года, обязывающего начальников соответствующих отделов запросить отчеты водопользователей за 4 квартал 2017 года в бассейновых водных управлениях Росводресурсов в установленной зоне ответственности, 01 февраля 2018 года был направлен запрос в адрес Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. В ответ направлены сведения, отчеты водопользователей Архангельской области за 4 квартал 2017 года.
ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» в Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов предоставлялись сведения, полученные в результате учета качества сточных вод за 4 квартал 2017 г. в реку Устья по форме 3.3.
ООО «Устьянская ТЭК» осуществляет сброс сточных вод в реку Устья через три организованных выпуска.
Анализ качества сточных вод проводило ООО «ТЭЧ-СЕРВИС».
По результатам проводимого экологического контроля за сточными водами в 4 квартале 2017 года (сброс сточных вод в реку Устья) получены результаты лабораторных исследований, оформленные протоколами №... от 23 ноября 2017 г.
На основании приказов Росрыболовства от 17 сентября 2009 г. № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» и от 16 марта 2009 г. № 191 «Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства» река Устья относится к водных объектам рыбохозяйственного значения высшей категории.
Согласно приказу Двинско-Печерского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 20 апреля 2016 года № 24/3 ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в реку Устья по выпускам №№ 1,2,3.
По указанному приказу норматив допустимого сброса БПКп и аммоний ион по выпуску № 1,2,3 составляет: БПКп- 3.0 мг/дм3, аммоний ион– 0,5 мг/дм3, что соответствует предельно допустимой концентрации, установленой приказом Минсельхоза от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества водных объектом рыбохозяйственного значения, в том числе предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Концентрация вредных веществ в сточной воде на выходе в реку Устья согласно протоколам результатов анализа проб сточных вод № 148 В/ф,149 В/ф, 150 В/ф от 23 ноября 2017 года и составленному ООО «Устьянская ТЭК» на их основании отчету формы 3.3 фактически составила: выпуск № 1 - БПКп 9,9 мг/дм3, аммоний ион 0,84 мг/дм3, по выпуску №2- 11,1 мг/дм3 и 1,27 мг /дм3 соответственно, по выпуску № 3- 9,9 мг/дм3 и 0,9 мг/дм3.
Концентрация вредных веществ в сточной воде на выходе в реку Устья по указанным показателям действительно превышает норматив допустимого сброса веществ, утвержденный приказом от 20 апреля 2016 года № 24/3, в связи с чем заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Имант Е.В. сделан вывод о наличии в действиях ООО «Устьянская ТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Между тем, при принятии решения о привлечении ООО «Устьянская ТЭК» к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ не были учтены следующие нормы действующего законодательства и фактические обстоятельства дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 и пунктом 3.13 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 сентября 2010 года № 283 уполномоченным органом на согласование планов по снижению сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду является Росприроднадзор (его территориальный орган).
В силу ч. 5 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных со Службой планов снижения таких сбросов.
Управлением Росприроднадзора по Архангельской области, в соответствии с п. 13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по представлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09 января 2013г. № 2, ООО «УТК» 23 августа 2017г. было выдано разрешение на сбросы веществ в водные объекты № 07-01-11/22-129/17 по трем выпускам на период с 23 августа 2017г. по 22 августа 2018г. Указанным разрешением установлена допустимая концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах лимита сброса (столбец 10) по выпуску № 1: аммоний-ион не выше 0,85000000 мг/дм3, БПКп не выше 10,10000000 мг/дм3, по выпуску № 2: аммоний-ион не выше1,5000000 мг/дм3, БПКп не выше 11,30000000 мг/дм3, по выпуску № 3: аммоний-ион не выше 0,9000000 мг/дм3, БПКп не выше 10,10000000 мг/дм3.
Таким образом, разрешенная допустимая концентрация загрязняющих веществ на сбросы в водный объект ООО «Устьянская ТЭК» не превышена.
Выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях (бездействии) ООО «Устьянская ТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, противоречат нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, надлежащим образом подтвержденными соответствующими документами, полученными ООО «Устьянская ТЭК» в установленном законом порядке.
Выданное ООО «Устьянсская ТЭК» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования разрешение никем не оспорено, носило временный характер, являлось действующим на момент рассматриваемых событий. Оснований для не принятия во внимание установленных обществу лимитов на сбросы веществ в водный объект не имелось.
Прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Устьянская ТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях (бездействии) общества состава вмененного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Устьянская теплоэнргетическая компания» В.Ф. Паршина удовлетворить
Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Архангельской области Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Е.В. Иманта ... от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества с ограниченной ответственностью «Устьянская теплоэнергетическая компания».
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.М.Рогачева