Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-233/2020 ~ М-235/2020 от 16.09.2020

Дело №2-233/2020

УИД 57RS0002-01-2020-000291-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 г. пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Лазаревой Л.В., при секретаре судебного заседания Карпуниной Н.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., истца Сапрыкина А.В., представителя ответчика – администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – сектора по опеке и попечительству Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Веховского района Орловской области Выскребенцевой В.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний районного суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сапрыкина АВ к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Сапрыкина А.В. к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Сапрыкин А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители СЛМ и СВА умерли. На основании Постановления администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Сапрыкина А.В. назначена ПИВ На основании постановления администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкин А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения в Верховском районе Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкин А.В. окончил <данные изъяты> Верховского района Орловской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение <данные изъяты>. В настоящее время Сапрыкин А.В. проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сестре ПИВ, на иждивении никого не имеет, не работает. По сообщению Управления Росреестра по Орловской области информация о правах Сапрыкина А.В. на какие-либо объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. До настоящего времени ответчиком жилое помещение истцу не предоставлено. Ссылаясь на положения ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать ответчика предоставить Сапрыкину А.В. в пределах Верховского района Орловской области благоустроенное жилое помещение применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 28 кв.м и не более 45 кв.м в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Алисова Т.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнила срок, в течение которого следует предоставить Сапрыкину А.В. жилое помещение, а именно не в течение трех, а в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Истец Сапрыкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что в собственности либо по договору социального найма жилого помещения жилья не имеет. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его жилищные права.

Представитель ответчика – администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В. исковые требования признала, указывая на то, что Сапрыкин А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения в Верховском районе Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения. Считает достаточным срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения данного решения.

Представитель третьего лица – сектора по опеке и попечительству Управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Веховского района Орловской области Выскребенцева В.А. полагала, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Показала, что Сапрыкин А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован по адресу: <адрес> Сапрыкин Н.В не является собственником либо нанимателем какого-либо жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, из которого не исключена. Администрация Верховского района Орловской области не вправе отказывать истцу во внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилой площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории Верховского района Орловской области по договору найма специализированных жилых помещений.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств не направил.

Представитель третьего лица - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по доверенности -д от ДД.ММ.ГГГГ МЕВ в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных пояснениях указала, что для решения вопроса о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма следует установить обстоятельства, подтверждающие право истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (является ли истец в настоящее время собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, возможно ли его проживание в ранее занимаемом жилом помещении.

Согласно ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.ст.3, 20, 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» к полномочиям органов государственной власти РФ относит установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - реализацию государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.п.1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 №267-ФЗ).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 №185-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 29.07.2018 № 267-ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 №267-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце 1 п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем 1 п.1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9). Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

При этом в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 и пп.3 п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Аналогичные по сути положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ (ред. от 30.03.2020) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с данным Законом право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Орловской области (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления Орловской области, уполномоченным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства.

Согласно ч.3 ст. 2 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ (ред. от 30.03.2020) в список включаются:

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном постановлением Правительства Орловской области;

лица из числа детей-сирот, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном постановлением Правительства Орловской области.

На основании ч.3 ст.3 названного Закона по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров (ч.3).

В ст.6 Закона Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 23.01.2019 №56-АПГ18-15.

На основании п.2 ч.4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Частью 5 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Сапрыкин А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются СВА и СЛМ, что следует из свидетельства о рождении серии I-ТД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

В соответствии со свидетельствами о смерти, СВА умер ДД.ММ.ГГГГ, СЛМ умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).

Таким образом, Сапрыкин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением администрации Верховского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Сапрыкина А.В. назначена его сестра ПИВ (л.д. 47).

В соответствии с постановлением главы администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкин А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений в Верховском районе Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.46).

ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкин А.В. окончил обучение в <данные изъяты> (л.д. 49), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение в <данные изъяты> (л.д. 50-51), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах российской армии (л.д. 28-35).

В списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Верховского района Орловской области на ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкин А.В. значится под номером 14.

Из информации администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение Сапрыкину А.В. будет предоставлено в порядке очередности в зависимости от распределения субвенций на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 52).

Данное обстоятельство свидетельствует о признании администрацией Верховского района Орловской области права на получение Сапрыкиным А.В. жилого помещения как лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ информации налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что у истца отсутствует в собственности жилое помещение (л.д. 59, 67, 68).

Согласно паспорту серии 5414 , выданному МО УФМС России по Орловской области в пгт.Верховье ДД.ММ.ГГГГ, Сапрыкин А.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 18-19).

Каких-либо допустимых доказательств приобретения Сапрыкиным А.В. самостоятельных прав пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, либо иным пригодным для проживания жилым помещением материалы дела не содержат.

До настоящего времени истец жильем не обеспечен, какого-либо иного жилого помещения на праве собственности не имеет, не является нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя по договору найма жилого помещения.

Судом установлено, что администрация Верховского района Орловской области признала за истцом право на получение жилого помещения, так как приняла его на учет, как нуждающегося в жилом помещении.

Право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения Сапрыкиным А.В. до настоящего времени не реализовано.

Действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Оценив представленные доказательства в подтверждение заявленных требований по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Сапрыкин А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В целях своевременного исполнения решения, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение судебного акта связано с необходимостью совершения ответчиком комплекса мероприятий, требующих временных затрат, суд считает необходимым установить для ответчика - администрации Верховского района Орловской области срок исполнения настоящего решения в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, и не может быть отнесен к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах Сапрыкина АВ к администрации Верховского района Орловской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Верховского района Орловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Сапрыкину АВ на состав семьи один человек благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение не менее 28 квадратных метров и не более 45 квадратных метров по договору найма муниципального специализированного жилого помещения в пределах территории муниципального образования Верховский район Орловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2020 года.

Председательствующий Л.В. Лазарева

2-233/2020 ~ М-235/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сапрыкин Александр Викторович
Прокуратура Верховского района
Ответчики
Администрация Верховского района Орловской области
Другие
Сектор опеки и попечительства Управления образования. моложеной политики, физической культуры и спорта администрации Верховского района
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Департаменту финансов Орловской области
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости населения орловской области
Суд
Верховский районный суд Орловcкой области
Судья
Лазарева Людмила Владимировна
Дело на странице суда
verhovsky--orl.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2020Передача материалов судье
18.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020Дело оформлено
20.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее