Дело № 2-5642/2014
Решение
Именем Российской Федерации
17 октября 2014 года
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тверитиной Г.В.,
при секретаре Свидиной Э. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розниковой ФИО8, Медведевой ФИО9, Медведевой ФИО10 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
Установил:
Розникова Ж.М., Медведева Н.В., Медведева В.А. обратились в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании за ними права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В обоснование иска указали, что проживают и зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении с 2007 года, спорная квартира была предоставлена в порядке улучшения жилищных условий, взамен однокомнатной квартиры, которую они занимали по ордеру с 1977 года, при этом Розникова Ж.М. достигла пенсионного возраста по старости, проработала в военных организациях Минобороны России, предоставившего ей указанную квартиру, более десяти лет, является инвалидом второй группы по зрению. Истцы указали, что при отнесении спорной квартиру к числу служебных жилых помещений были допущены нарушения, не позволяющие распространять на нее правовой режим жилых помещений специализированного жилищного фонда. Истцы 24 мая 2014 года обратились в Минобороны России с просьбой признать за ними право пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма и принять решение о его передаче в их собственность в порядке приватизации. Указанное обращение получено ответчиком 29 мая 2014 года. Однако до настоящего времени положительного решения по указанному обращению не принято. Полагают, что тем самым нарушается гарантированное ст. 40 Конституции РФ право истцов на жилище.
Просят суд признать за Розниковой ФИО8, Медведева ФИО9, Медведевой ФИО10 право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы Разумова Ж.М., Медведева Н.В., Медведева В.А. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель Дарченко Е.Н., действующий на основании доверенности, иск поддержал по изложенным в нём основаниям, просил иск удовлетворить.
Ответчик - представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы до 15 декабря 2007 года проживали в однокомнатной квартире общей площадью 28,7 кв.м., жилой – 17,0 кв.м., которая была предоставлена супругу Розниковой Ж.М., отцу Медведевой Н.В. и деду Медведевой В.А. соответственно, на тот момент военнослужащему Вооруженных Сил СССР, для постоянного проживания по ордеру от 14 января 1977 года, как не служебная.
14 февраля 2007 года решением жилищной комиссии Монинской КЭЧ района, где с 1998 года была трудоустроена Розникова Ж.М., ей и членам ее семьи была распределена в порядке улучшения жилищных условий расположенная по адресу: <адрес>, двухкомнатная квартира общей площадью жилого помещения 60,07 кв.м. взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
20 ноября 2007 года между Розниковой Ж.М. и Монинской КЭЧ района в лице ее начальника заключен договор найма служебного жилого помещения.
Истцы 24 мая 2014 года обратились в Минобороны России с просьбой признать за ними право пользования данным жилым помещением на условиях договора социального найма и принять решение о его передаче в их собственность в порядке приватизации.
Указанное обращение получено ответчиком 29 мая 2014 года.
До настоящего времени ответчиком положительного решения по указанному обращению принято не было.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» указал: «Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ».
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением. Согласно п. 2, п. 3 Положения: «Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения. Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации».
Следовательно, объекты жилищного строительства до ввода их в эксплуатацию не могут рассматриваться как жилые помещения.
В соответствии с п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ документом, удостоверяющим выполнение строительства ОКС в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство … является разрешение (акт) на ввод объекта в эксплуатацию.
10 января 2007 года начальник Монинской КЭЧ района издал приказ № о включении в специализированный жилищный фонд жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Монинской КЭЧ район.
Согласно акту ввода в эксплуатацию законченного строительством 120-квартирного жилого дома (шифр объекта № в гарнизоне Монино по <адрес>, жилой дом был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент издания приказа начальником Монинской КЭЧ района жилое помещение, занимаемое истцами, как объект жилищных прав, не существовало.
Согласно акту приема-передачи здания (сооружения) Монинской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ передан 120 квартирный 10-ти этажный 3-х секционный жилой дом в <адрес>, шифр №.
Таким образом, на момент издания начальником Монинской КЭЧ района указанного приказа дом, в котором находится спорная квартира, не мог находиться в ее оперативном управлении.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 14 декабря 1999 года № 229-О указал, что «…суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае.».
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем Постановлении № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» отметил, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, …), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.».
Таким образом, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения возможно только после того, как оно отнесено к таковому уполномоченным органом в соответствии с установленным порядком и требованиями, которые в определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42
Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой.
В случае несоблюдения требований, порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, установленных Правительством Российской Федерации, или принятие такого решения неуполномоченным органом к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда. В связи с этим в отношении военнослужащих и членов их семей не могут действовать те законодательные ограничения, которые установлены в отношении граждан, пользующихся служебными жилыми помещениями (право на обмен, приватизацию и проч.).
Такой вывод подтверждается руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым судам при рассмотрении дел о выселении из жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, которым жилые помещения в этом фонде были предоставлены в связи с трудовыми отношениями либо бывших членов семей этих граждан, «…необходимо проверить, включено ли в установленном порядке это помещение в число служебных..» (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2, «О практике применения судами жилищного законодательства», п. 19).
Данный вывод также согласуется с правовой позицией, изложенной Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ в надзорном определении от 23 июня 2006 г. № 35-В06-12, согласно которой, ненадлежащее «заслужебливание» жилого помещения не является препятствием реализации права гражданами на бесплатное приобретение ими этого жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Таким образом, в случае нарушения установленного порядка «заслужебливания» жилого помещения к пользованию им должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых на условиях социального найма.
В данном случае порядок и требования отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду был нарушен.
Как видно из представленных документов спорное жилое помещение было предоставлено истцам во время действия указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
Правилами также как и ст. 92 ЖК РФ установлено, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно приниматься органом, в чьем управлении находится жилищный фонд, на основании представленных заявителем документов (заявление, документ, подтверждающий право собственности или право оперативного управления, технический паспорт жилого помещения, заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям), с последующим направлением в течение трех рабочих ней принятого решения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункты 12, 13, 14 Правил).
Таким образом, организация, в чьем оперативном управлении находится жилое помещение, является заявителем и не может принимать решение о «заслужебливании» квартиры. Такое решение вправе принимать орган, в чьем управлении находится жилищный фонд.
Данный вывод подтверждается изданием начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ Указаний № 155/4/694 от 24 апреля 2007 года, согласно которым органом осуществляющим управление жилищным фондом в Минобороны России является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации (УРЖП МО РФ).
Таким образом, Монинская КЭЧ района могла выступать лишь в роли заявителя, и ее начальник не имел права относить спорное жилое помещение к числу служебных.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что у начальника Монинской КЭЧ района не имелось полномочий на принятие такого решения.
Также не был соблюден установленный 1 марта 2006 года Указаниями начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду N 155/3/3241 (данные указания действовали до 24 апреля 2007 года).
Указанным документом устанавливалось, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда должно быть утверждено по подчиненности квартирного органа соответствующим начальником управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, квартирно-эксплуатационного управления военного округа, главного или центрального ОМИС (КЭЧ района ВМФ) - начальником морской инженерной службы флота или начальником управления строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ.
Согласно Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, введена в действие приказом Минобороны РФ от 23 мая 1999 г. № 170, служебные документы (к числу которых отнесены и приказы) утверждаются командиром (начальником) воинской части, в компетенцию которого входит решение вопросов, изложенных в утверждаемых документах. Утверждение служебного документа производится проставлением грифа утверждения. Гриф утверждения должен состоять из слова "Утверждаю", наименования должности и воинского звания лица, утверждающего документ, личной подписи, ее расшифровки и даты. Гриф утверждения располагают в правом верхнем углу служебного документа (пункты 25, 99-103 Инструкции).
Однако вопреки изложенному указанный служебный документ не содержит соответствующего грифа, свидетельствующего о его утверждении уполномоченным должностным лицом. Указанные документы, между тем, не предусматривают возможности принятия решения начальником Монинской КЭЧ района о «заслужебливании» жилых помещений по собственной инициативе и без утверждения этого решения руководителем вышестоящего квартирного органа по подчиненности.
Кроме того, вопреки требованиям постановления Правительства Российской Федерации 2006 года № 42 и указаний начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации "О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду" от 1 марта 2006 года № 155/3/3241, информация об отнесении спорной квартиры к числу служебных жилых помещений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не направлялась.
Все изложенное свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было отнесено к числу служебных жилых помещений в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем к пользованию им должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, занимаемых на условиях социального найма, в том числе в части, касающейся возможности получить его в собственность в порядке приватизации.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истцы получали спорную квартиру в порядке улучшения жилищных условий, взамен жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, которое передали Монинской КЭЧ района.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Признать за Розниковой ФИО8, Медведевой ФИО9, Медведевой ФИО10 право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение месяца.
Председательствующий
Судья Г.В. Тверитина