Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой М.Г., Рябининой М.З., Гриньковой Л.Г., Халеева И.А., Васильева К.В., Приваловой Т.Г., Левшовой А.Е., Новосельцевой Н.Ф., Полушкиной Г.Ф., Оловянниковой Т.А. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с требованием к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении на ответчика обязанности по согласованию схем расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащих предоставлению в их собственность земельных участков, расположенных в районе <адрес>, указав, что Управление неправомерно отказало в согласовании названных документов по причине расположения упомянутых участков на территории, в отношении которой имеется неутвержденный в установленном порядке проект планировки под многоэтажную комплексную застройку <данные изъяты>, что препятствуют реализации прав истцов на соответствующие участки земли, которые предоставляются им Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области в рамках исполнения постановленных судебных решений.
Представитель истцов Цуриков С.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Щуплякова М.М. возражала против удовлетворения иска, отметив, что предоставление истцам, а также иным гражданам в собственность земельных участков, которые располагаются в пределах проектируемой под многоэтажную застройку территории приведет к невозможности утверждения соответствующего проекта планировки, который должен будет постоянно корректироваться после очередного предоставления участков земли из состава названной территории, что лишает орган местного самоуправления права на определение в документах территориального планирования назначения соответствующей территории, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого ее развития, а также обеспечения учета частных и публичных интересов.
Третье лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушании дела, своего представителя в суд не направил; в представленных возражениях на иск указал на возможность предоставления истцам в собственность спорных участков только после предоставления ими соответствующих кадастровых паспортов.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Как установлено ч.1 ст.42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска; 4) отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки в месте испрашиваемого земельного участка.
По делу установлено, что вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по предоставлению Игнатьевой М.Г., Рябининой М.З., Гриньковой Л.Г., Халееву И.А., Васильеву К.В., Приваловой Т.Г., Левшовой А.Е., Новосельцевой Н.Ф., Полушкиной Г.Ф., Оловянниковой Т.А. в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г.Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истцов работ по формированию участков.
В рамках исполнения постановленных судебных актов письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ упомянутым лицам предложено представить в названный уполномоченный орган утвержденные Администрацией г.Смоленска схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащих предоставлению в собственность истцов земельных участков, находящихся в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> расположенных в территориальной зоне Ж4 (л.д.7).
Исполняя данные указания Департамента, ООО «<данные изъяты>» за счет Игнатьевой М.Г., Рябининой М.З., Гриньковой Л.Г., Халеева И.А., Васильева К.В., Приваловой Т.Г., Левшовой А.Е., Новосельцевой Н.Ф., Полушкиной Г.Ф., Оловянниковой Т.А. подготовило указанные схемы, в согласовании которых письмами Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ отказано по мотиву того, что указанные земельные участки располагаются в границах территории, планируемой под многоэтажную комплексную застройку <данные изъяты> в соответствии с соответствующим проектом планировки территории (л.д.4-35).
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
По делу видно, что предоставляемые истцам уполномоченным органом земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 (далее по тексту – ПЗЗ г.Смоленска) находятся в территориальной зоне Ж4 (Зона застройки жилыми домами смешанной этажности с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
В соответствии со ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, содержащей нормативные положения о градостроительном регламенте территориальной зоны Ж4, распределение жилых домов с указанием их типа устанавливается проектами планировки и проектами межевания или по преобладающему типу существующей застройки. В квартале могут быть размещены жилые дома только одного типа. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или Ж3 исходя из типа застройки квартала, и определяются в соответствии со статьями 27, 28, 29 части II настоящих Правил.
Таким образом, осуществление в названной территориальной зоне индивидуального жилищного строительства возможно только в том случае, если такая застройка соответствующей территории предусмотрена проектами планировки и проектами межевания либо, если данная территория является уже застроенной, а планируемый к предоставлению в ее границах свободный земельный участок для ИЖС соответствует сложившемуся типу существующей застройки (индивидуальные жилые дома).
Из материалов дела следует, что в настоящее время на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ. муниципального контракта ООО «<данные изъяты>» разработан проект планировки общественно-жилого центра (<данные изъяты>)», который до настоящего времени в установленном порядке не утвержден.
Земельные участки, на которые претендуют Игнатьева М.Г., Рябинина М.З., Гринькова Л.Г., Халеев И.А., Васильев К.В., Привалова Т.Г., Левшова А.Е., Новосельцева Н.Ф., Полушкина Г.Ф. и Оловянникова Т.А., располагаются в границах названной территории, планируемой под комплексную многоэтажную застройку, частично находясь в пределах проектируемой дороги общего пользования, а частично – в пределах проектируемой зеленой зоны и мест предполагаемого размещения многоэтажных жилых домов.
Как следует из объяснений представителя ответчика, и в ходе судебного разбирательства не оспаривалось представителем истцов, упомянутая территория в настоящее время не застроена.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 25.09.2012г. №1692-адм с учетом результатов публичных слушаний названный проект планировки отклонен и направлен на доработку в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска. Основанием для неутверждения упомянутого документа явилось то обстоятельство, что названый проект планировки не учитывает факт наличия прав ГК «Гражданстрой» на земельные участки в границах соответствующей территории, что, в свою очередь, требует изменения проекта планировки относительно расположения на данной территории жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
Таким образом, изменения указанного документа территориального планирования будут касаться планировки территории общественно-жилого центра, но не уменьшения его внешних границ, смещение которых, как следует из объяснений представителя ответчика, возможно только в связи с расширением застраиваемой территории, т.е. участки истцов останутся в пределах планируемой территории общего пользования либо будут располагается в местах предполагаемого строительства многоэтажных жилых домов, и в случае представления истцам спорных земельных участков, после утверждения упомянутого проекта планировки при его реализации в соответствии с п.7 ст.30 ПЗЗ г.Смоленска потребуется осуществление процедуры изъятия данных участков.
Исходя из изложенного, поскольку указанная выше территория, на которой Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области истцам разрешено формирование земельных участков, не застроена, а органом местного самоуправления планируется осуществление на ней многоэтажного жилищного строительства, согласование изготовленных за счет Игнатьевой М.Г., Рябининой М.З., Гриньковой Л.Г., Халеева И.А., Васильева К.В., Приваловой Т.Г., Левшовой А.Е., Новосельцевой Н.Ф., Полушкиной Г.Ф. и Оловянниковой Т.А. схем расположения земельных участков, несоответствующих требованиям ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, недопустимо (п/п.3-4 п.2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм). В данном случае, в отсутствие прошедшего публичные слушания и утвержденного проекта планировки соответствующей территории, предоставление истцам спорных участков невозможно, поскольку такой вид использования названной территории, как строительство индивидуальных жилых домов, органом местного самоуправления в отношении этой незастроенной территории не определен, а преобладающий тип застройки подобной территории ввиду ее неосвоенности судом установлен быть не может.
При разрешении спора учитывается также и то, что право гражданина на предоставление в собственность земельного участка должно согласовываться с установленным ст.1 ЗК РФ принципом сочетания публичных и частных интересов, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, а также с установленными ст.2 ГрК РФ принципами обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
С учетом данных принципов применительно к установленным судом обстоятельствам наличие свободного от прав третьих лиц земельного участка не означает, что у органа местного самоуправления возникает безусловная обязанность по согласованию представленной гражданином схемы расположения этого участка. В этой связи, то обстоятельство, что упомянутый выше проект планировки до настоящего времени не утвержден, исходя из смысла ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, не указывает на невозможность принятия данного документа во внимание при разрешении настоящего гражданского дела, поскольку данный проект, разработка которого органом местного самоуправления предусмотрена ст.ст.8, 45 ГрК РФ, выражает позицию Администрации г.Смоленска по решению конкретного вопроса местного значения исходя из интересов населения, а сама возможность осуществления на соответствующей территории многоэтажной жилой застройки поддержана в ходе проведения публичных слушаний (но с некоторыми корректировками, которые должны быть внесены в проект в процессе его доработки).
Также суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что предоставление истцам, а также иным гражданам в собственность земельных участков, которые располагаются в пределах проектируемой под многоэтажную застройку территории, приведет к невозможности утверждения соответствующего проекта планировки, который будет должен постоянно корректироваться (в том числе, с учетом повторного проведения публичных слушаний) после очередного предоставления участков земли из состава названной территории, что лишает орган местного самоуправления права на определение в документах территориального планирования назначения соответствующей территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого его развития, а также обеспечения учета частных и публичных интересов (ч.1 ст.9 ГрК РФ).
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований, что, однако, не лишает истцов права на предоставление в их собственность на основании упомянутых судебных решений иных земельных участков.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Игнатьевой М.Г., Рябининой М.З., Гриньковой Л.Г., Халеева И.А., Васильева К.В., Приваловой Т.Г., Левшовой А.Е., Новосельцевой Н.Ф., Полушкиной Г.Ф., Оловянниковой Т.А. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов