Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-143/2018 от 12.02.2018

Судья Леконцев А.П.                          Дело № 21-143/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев 28 февраля 2018 года в г. Сыктывкаре жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2018 года, которым

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова от 24 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятого в отношении ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова от 24 октября 2017 года ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" обратилось с жалобой в суд.

По результатам рассмотрения жалобы судьёй районного суда принято указанное выше решение.

В жалобе заместителем главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда как вынесенного в нарушение требований действующего законодательства.

Заслушав объяснения главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова, представителей ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" Девятых М.А., Ковалева Э.И., проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене вынесенных постановлений по делу.

Часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3-8 данной статьи.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьёй 1 приведённого Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

К нормативным документам названной нормой отнесены национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании требований статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности" с учётом положений статьи 38 приведённого Закона требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, являются обязательными к исполнению и обязанность их соблюдения возлагается на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положениями статьи 1, требования настоящего Закона обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом облуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 135 названных Правил предусмотрено, что палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей следует размещать на первых этажах зданий.

Согласно пункту 136 Правил запрещается обустраивать и использовать в корпусах с палатами для пациентов помещения, не связанные с лечебным процессом (кроме помещений, определённых нормами проектирования).

Невыполнение указанных требований закона явилось поводом привлечения ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, <Дата обезличена> по результатам проведенной на основании распоряжения ОНДПР г. Сыктывкара от <Дата обезличена> <Номер обезличен> проверки соблюдения требований пожарной безопасности по адресу: ... лит... ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" нарушило требования пожарной безопасности, выразившиеся в допущенном использовании в корпусах с палатами для больных помещений, не связанных с лечебным процессом (на ... этаже ... этажного здания ... корпуса расположена администрация больницы и учебные помещения ...); не обеспечено размещение палат для тяжелобольных взрослых и детей на первых этажах зданий (отделение ... расположено на ... этаже здания).

Давая оценку законности привлечения юридического лица к административной ответственности, судья городского суда указал и исходил из требований части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

На основании представленных доказательств, представленного технического паспорта на здание ... корпуса <Номер обезличен>, судом установлено, что данное здание построено в ... году. На ... этаже здания расположено реанимационное отделение со всеми сопутствующими и вспомогательными помещениями, палатами, изоляторами.

Из технического паспорта ... корпуса <Номер обезличен> следует, что на ... этаже ... крыло здания занято администрацией учреждения, где находятся кабинеты ..., ..., кабинет ... и кабинет .... ... часть ... этажа до <Дата обезличена> занимал ... на договорной основе. С <Дата обезличена> помещения переданы ГБУЗ РК "Коми республиканская больница".

Руководствуясь изложенным, судья пришел к выводу о том, что принятые 25 апреля 2012 года Правила противопожарного режима не являются основанием для утверждения о нарушении учреждением требований пожарной безопасности.

Вывод суда обоснован, согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона и является верным.

Согласно пункту 39 приказа МЧС России от 16 марта 2007 года № 140 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организации нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения" разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из материалов дела следует, что здание республиканской больницы проектировалось и строилось в соответствии с действовавшими на момент его постройки строительными нормами и правилами, которыми определялось функциональное назначение помещений, расположенных в указанном здании. ... отделение размещено на верхнем этаже здания в соответствии с проектом и нормативными документами, по которым здание введено в эксплуатацию.

Отделение размещено на ... этаже в соответствии с проектом строительства ... этажного корпуса в ... году. В отделении смонтированы все системы обеспечения непрерывного лечебного процесса - энергоснабжение, кислородоснабжение, вентиляция. Отделение оснащено АПС, первичными средствами пожаротушения.

Согласно требованиям "Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел II. Стационары" (утв. Гипронииздравом 19 декабря 1989 года) отделения ... и ..., ... и ... терапии являются структурными подразделениями стационара. Местонахождение отделения в больнице зависит от категории больницы и профиля заболевания больных, которым будет оказываться медицинская помощь. Внутрибольничные отделения располагаются ближе к основному потоку больных, поступающих из отделений стационара. Отделения, предназначенные для оказания помощи пострадавшим с улицы, располагаются при приемных отделениях больницы или максимально приближены к ним. В случае преобладания внутрибольничных потоков тяжелобольных возможно его расположение ближе к операционному блоку при условии удобной транспортировки больных с улицы.

В свою очередь, указанным Пособием предусмотрено, что наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.

В соответствии с положениями пункта 8 главы Общие положения. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений "Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). Раздел I. Общие положения. Инженерное оборудование" (утв. Минздравом СССР 25 мая 1990 года), при расположении палат, операционных блоков, отделений реанимации или родильных отделений на последних этажах зданий над ними предусматривается чердак или технический этаж.

Построенное здание ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" отвечает предусмотренным на период его постройки требованиям законодательства, устанавливающим требования, в том числе, к порядку и условиям размещения соответствующих отделений.

Таким образом, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что размещение реанимационного отделения на шестом этаже здания лечебного учреждения не могут быть квалифицированы как нарушение требований пункта 136 Правил противопожарного режима, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

Доказательств того, что дальнейшая эксплуатация здания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, органом пожарного надзора не представлено и судом не установлено. Данных о том, что пожарный риск превышает допустимые значения, не имеется.

По указанным основаниям не могут быть приняты в качестве оснований для привлечения ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушения, касающиеся размещения на ... этаже лечебного учреждения - здания хирургического корпуса администрации больницы и на момент проверки учебных помещений ...

Кроме того, выявленные нарушения связаны в большей степени с возможностью осуществления в учреждении лечебной деятельности, при принятии учреждением необходимых при таком размещении отделений мер для обеспечения пожарной безопасности: АПС с выводом сигнала на пульт ЕДДС-01, при обеспечении отделения средствами пожаротушения и СИЗ органов дыхания, вывод о нарушении при таком размещении в учреждении ... отделения и его администрации требований пожарной безопасности преждевременен.

Возражения заявителя, изложенные в жалобе, основаны на ином толковании применённых судом норм и изложенных выводов не опровергают. Несогласие стороны с этими выводами не свидетельствуют о неправильном применении их судом или допущенной ошибке.

Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо нарушений процессуальных требований судом не установлено, должностным лицом, подавшим жалобу - не указано.

С учетом изложенного, руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2018 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова от 24 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятого в отношении ГБУЗ РК "Коми республиканская больница" отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. Немчинова - без удовлетворения.

Судья                                 В.М. Соболев

Копия верна, судья                        В.М. Соболев

21-143/2018

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГБУЗ РК "Коми республиканская больница"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
14.02.2018Материалы переданы в производство судье
21.02.2018Судебное заседание
28.02.2018Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее