Мировой судья судебного участка №70 судебного района
города Октябрьск Самарской области Мельникова С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2021 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Филатовой О.Е., с участием ответчика Мокшиной Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мокшиной Л.А. на решение мирового судьи судебного участка №70 судебного района города Октябрьск Самарской области от 08.02.2021 года, которым решено:
«Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Мокшиной Л.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - удовлетворить.
Взыскать с Мокшиной Л.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по апрель 2020 года в размере 6 945 рублей 60 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего в общей сумме 7 345 рублей 60 копеек.».
Заслушав доводы ответчика Мокшиной Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Экостройресурс» (Региональный оператор), обратилось в мировой суд с исковым заявлением к Мокшиной Л.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по принадлежащему Ответчику жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за период с января 2019 года по апрель 2020 года в размере 6 945 рублей 60 копеек.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
Ответчик Мокшина Л.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы и показала, что не пользовалась услугами ООО «Экостройресурс». У них нет площадки для сбора мусора. Весь мусор она утилизирует самостоятельно в огороде, скармливает домашним животным. Не против заключить договор на вывоз и утилизацию мусора и тогда будет оплачивать их услуги. Она ходила в Администрацию г.Октябрьск, где ей сказали, что она должна выносить мусор на площадку, которая находится в многоквартирных домах. Думает, что ей запрещено выносить туда мусор, так как живет в частном секторе. Этот мусорный контейнер расположен на расстоянии более 100 метров от ее дома. Просит решение мирового судьи судебного участка №70 судебного района г.Октябрьска от 08.02.2021 года отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание апелляционного суда не прибыл, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражения относительно жалобы ответчика Мокшиной Л.А. не представил.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РРФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 210 ГК РФ, ч.ч. 3, 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. на Регионального оператора возложена обязанность по осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона ФЗ N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Октябрьск, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
В силу п.148(45) Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 148(49) Правил № 354 установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X настоящих Правил.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 8 (1) Правил № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах.
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039).
В соответствии с п. 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 13 Правил № 1156 Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Мокшина Л.А. с 03.07.2008 г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.08.2020 г..
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 года осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области с 01.01.2019 года.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018г..
Обязанность по дополнительному информированию собственников жилых помещений о необходимости заключения договора на обращение с ТКО помимо размещения данной информации на официальном сайте Законом на Регионального оператора не возложена.
Кроме того, информация о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области была опубликована в газете «Волжская коммуна».
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019г., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Определяющим фактором для признания лица потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО является наличие права собственности на жилое помещение и непрерывность оказания данной услуги.
В ходе рассмотрения настоящего дела нашел подтверждение факт исполнения ООО «ЭкоСтройРесурс» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и оказания ООО «ЭкоСтройРесурс» услуг по обращению с ТКО на территории <адрес> г.о. Октябрьск Самарской области, начиная с 01.01.2019г..
Доказательств не оказания либо ненадлежащего оказания ответчиком данной услуги, то есть не вывоза либо несвоевременного вывоза ТКО из мест их накопления, истцом не представлено.
При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156.
Согласно представленных доказательств установлено, что ответчиком не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющийся доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Судом установлено, что начисление Мокшиной Л.А. платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» производится в соответствии с действующим законодательством.
Суд учитывает, что освободить от задолженности за услугу по обращению с ТКО возможно только при отсутствии образования ТКО в спорный период, что возможно при отсутствии в занимаемом жилом помещении собственников, проживающих лиц. Иное указывает на образование отходов в жилых помещениях истца, их накопление, транспортирование, размещение, в связи с чем услуга по обращению с ТКО подлежит оплате, независимо от мест размещения контейнерных площадок в населенном пункте, при условии соблюдения региональным оператором требований к оказанию услуг по обращению с ТКО.
Нормы Правил №354, определяющие требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, не содержат обязательные требования, либо ссылки на иные законодательные акты, к расстоянию от жилого дома до мест накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы ответчика о том, что отсутствие на территории <адрес> г.о. Октябрьск Самарской области площадка с установленным контейнером для сбора ТКО свидетельствует о неоказании услуг истцом в спорный период времени, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку на основании вышеизложенных правовых норм и правил обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО, в том числе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления.
Довод ответчика о том, что она не пользуется услугами ООО «ЭкоСтройРесурс»по обращению с ТКО, мусор утилизирует самостоятельно в огороде, скармливает домашним животным, суд отклоняет, поскольку доказательств, подтверждающих, что ответчик самостоятельно осуществляет обращение с ТКО, не нарушая требования федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Региональный оператор осуществлял свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, в действиях Регионального оператора отсутствуют нарушения относительно обстоятельств, изложенных в апелляционной жалобе, доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу ТКО, а также заключения договора на вывоз ТКО с иной специализированной организацией суду не представлено, оснований для освобождения ответчика от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствуют.
При таких обстоятельствах мировой судья, основываясь на вышеуказанных нормах материального права, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных ООО «Экостройресурс» (Региональный оператор) к ответчику исковых требований.
Выводы мирового судьи о наличии оснований для взыскания задолженности за предоставленные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, являются правильными, не вызывают сомнений в их обоснованности, поскольку соответствуют как нормам материального права, регулирующим отношения сторон, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ).
Мировой судья при определении размера задолженности, подлежащего взысканию, обоснованно руководствовался представленными истцом доказательствами и постановил об удовлетворении исковых требований ООО «Экостройресурс» (Региональный оператор) в полном объеме.
Данные выводы мирового судьи являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании на основании совокупности представленных по делу доказательств, оцененных в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которыми у апелляционного суда не имеется.
Также судом на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца правомерно были взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, апелляционный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №70 судебного района г.Октябрьск Самарской области от 08.02.2021 года по гражданскому делу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Мокшиной Л.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мокшиной Л.А. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение в окончательной форме принято 29 апреля 2021 года.
Председательствующий: судья М.А. Баринов