Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-220/2011 ~ М-188/2011 от 15.06.2011

Принято в окончательной форме

10 сентября 2011 года       № 2-220\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской федерации

8 сентября 2011 года        р.п. Козулька

                                                                                    

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Анисимовой Ю.В.при секретаре Курылевой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора - старшего помощника прокурора Козульского района Красноярского края Гуртовой Н.М. представителей третьего лица - администрации Козульского района Бедаревой Н.В. на основании доверенности ИК-2417-13 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика МУП ЖКС Кропотовой Н.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Красноярского природоохранного прокурора к МУП ЖКХ о признании незаконным действий по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п.Козулька, прекращении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п.Козулька, обязании МУП ЖКС организовать деятельность по их очистке

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Козульского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц по следующим основаниям.

Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением - специалистов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, ЦЛАТИ по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения законности деятельности МУП «Жилищно-коммунальный сервис», в ходе которой установлены нарушения природоохранного, водного законодательства.

Согласно ч.2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Так, в соответствии с договором о порядке закрепления и использования муниципального имущества, закреплённого за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения от 11.07.2009 г. № 55, а также дополнительным соглашением к договору от 14.09.2009 года администрацией Козульского района за МУП «Жилищно- коммунальный сервис» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе: сети канализации п. Козулька под № 379, сети канализации п. Козулька ул. Советская под № 380, канализация п. Козулька, ул. Вокзальная, 19 под № 416; канализационный коллектор п. Козулька, ул. Зелёная роща под № 371; канализационные сети п. Козулька, ул. Зелёная роща под № 372; сооружение - канализации п. Козулька, ул. Озёрная под № 373; очистные сооружения п. Козулька под № 374. В соответствии с п. 2.1 договора о порядке закрепления и использования муниципального имущества, закреплённого за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения от 01.07.2009 г.№ 55 предприятие владеет,пользуется и распоряжается закреплённым за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества, целями деятельности, законодательством Российской Федерации. Согласно п. З.1.1., 3.1.2. предприятие обязуется обеспечивать сохранность и обновление имущества, закреплённого за ним настоящим договором, производить капитальный и текущий ремонт, реконструкцию и восстановление имущества. Однако названные очистные сооружения исключены из работы и находятся в ветхом состоянии. По данным справки, предоставленной МУП «Жилищно-коммунальный сервис» годовой сброс сточных вод за 2010 год составил 98,2 тыс кубических метров. Хозяйственно-бытовые неочищенные сточные воды, поступающие от прилегающего канализированного жилого массива ибольницы п. Козулька по одному напорному трубопроводу поступают с последующим сбросом на рельеф местности, далее стекают по выработанному сточными водами склону оврага в реку Черёмушка, а также р. Каменка.

Сточные воды от канализационной сети п. Козулька, согласно федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от1. 2.2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» классифицируются как отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.

В ходе проверки был произведён отбор проб природной воды реки -гремушка выше сброса с рельефа местности, ниже сброса, а также сточных л от канализационной сети жилых домов и от канализационной сети больницы.

По результатам исследования проб установлено, что качество поверхностной воды реки Черёмушка превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения, утверждённых приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 по содержанию: проба № 21 (река Черёмушка, 2 км выше выпуска № 2 и №3) - иона аммония в 1,8 раза, нефтепродуктов в 1,4 раза, марганца в 13 раз; проба №20 (река Черёмушка, 3 км ниже выпуска №2 и \оЗ) - иона-аммония в 8,4 раза, железа в 1,2 раза, марганца в 16 раз.

Протоколы анализа пробы № 21г (выпуск №3 от больницы), пробы № 2 ". (выпуск №2 от жилых домов), а также пробы № 19г (выпуск №1) подтверждают факт несанкционированного сброса на рельеф местности.

Таким образом, поступление недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с канализационной сети п. Козулька создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам Черёмушка и Каменка, биоразнообразию и санитарному благополучию населения п. Козулька.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производств и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации :5рос в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч.1 ст. 44, ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и I или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды; при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем. В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания факторы : горой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного -законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре, другими способами.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Просит признать незаконными действия МУП «Жилищно-коммунальный сервис» по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька на рельеф местности без предварительной очистки; обязать МУП «Жилищно-коммунальный сервис» прекратить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька на рельеф местности; обязать МУП «Жилищно-коммунальный сервис» организовать деятельность по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька.

В дальнейшем направил заявление об изменении исковых требований, в котором указывает, что в ходе проведения проверки установлено и зафиксировано в заключении № 0117/уч от 15,04.2011, что очистные сооружения п, Козулька выключены из работы и находятся в ветхом состоянии, то есть не выполняют своей основной функции.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения, к которым относится река Черёмушка.

Просит признать незаконными действия МУП «Жилищно-коммунальный сервис» по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька на рельеф местности.

Запретить МУП «Жилищно-коммунальный сервис» осуществлять сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька на рельеф местности.

Обязать МУП «Жилищно-коммунальный сервис» организовать деятельность по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п, Козулька до достижения установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения.

В судебном заседании прокурор требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям, представитель МУП ЖКС с требованиями не согласен, указывая, что очистка сточных вод МУП ЖКС производится механическим способом, путем прохождения вод через систему отстойников, в которых осадок, содержащий вредные примеси и концентраты остается, вода в достаточной степени очистки поступает на рельеф местности, что законом не запрещено, в воду не сбрасывается, очистные сооружения, в соответствии с требованиями к ним предъявляемыми нормативными актами о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, МУП ЖКС не передавались, представляют из себя также подобие отстойника, никакими механическим и прочими системами очистки вод не оборудованы.

Представитель третьего лица Администрации Козульского района иск также не признала, указав, что очистные сооружения передавались МУП ЖКС, между тем доказательств несоответствия очистки нормативам для водохозяйственных объектов суду не представлено, поскольку в предъявленных анализах выпуска из жилых домов и больницы сведения о превышении допустимых ПДК отсутствуют, также превышение ПДК в водах реки Черемушки прямо не свидетельствует о нарушениях в деятельности МУП ЖКС, как видно из представленных доказательств-фотографий- в водах реки население моет машины, что влечет загрязнение реки.

    Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ст. 51, установлены требованию к обращению с отходами производства и потребления, которые подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 56 ВК РФ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

    В соответствии с ФЗ « Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Статьями 11, 13 ФЗ предусмотрены обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п 2.2 Устава МУП ЖКХ, осуществляет в установленном законом порядке отвод сточных вод от жилых зданий, предприятий и учреждений.

Согласно ст.8 ст. 8, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") оно обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000)) сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций);4.1. В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается:4.1.1. Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве.

При сбросе сточных вод в систему водоотведения населенного пункта или предприятия ответственность за соблюдение нормативных требований к сбросу в водные объекты несет предприятие, сбрасывающее сточные воды в водный объект.

Производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Также Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2.12.2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» классифицируются как отходы хозяйственно-бытовые стоки.

Между тем, этим же классификатором употребляется и термин сточные воды, при этом в качестве отходов классифицируются только отходы (осадки) при     механической и                  биологической очистке сточных вод, отходы (осадки) от реагентной очистки сточных                  вод, отходы (осадки) при промывке канализационных                  сетей, отходы (осадки) при обработке сточных вод, не                  вошедшие в другие позиции.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что сброс сточных вод в воду и на рельеф местности действующим законодательством не запрещен, сами по себе сточные воды «отходами» применительно к законодательству об охране окружающей среды, ФЗ «Об отходах производства и потребления» не являются и требования к сточным водам применительно к возможности сброса их на рельеф местности нормативно не урегулированы, а прокурор на такие нормы не ссылается.

Поэтому требование о признании незаконным сброса сточных вод на рельеф местность удовлетворению не подлежит.

По этой же причине не может быть удовлетворено требование прокурора о запрете на такой сброс, поскольку, помимо изложенного, это также повлекло бы остановку деятельности по водоотведению на территории муниципального образования, что действующему законодательству, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охране окружающей среды, противоречит.

      Также не имеют правого значения для дела доводы истца о концентрациях предельно допустимых вредных веществ в водах реки Черемушка, поскольку прокурор не требует запретить осуществлять сброс сточных вод в водные объекты, кроме того, не установлена представленными доказательствами причинно следственная связь между превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в анализах проб из соответствующих водных объектов и деятельностью МУП ЖКХ.

    Как следует из протоколов анализов проб 23г-река Черемушка, 2 кв выше выпуска № 2 и № 3, а также № 20г- река Черемушка 3 км ниже выпуска № 2 и № 3, качество воды в р.Черемушка как выше так и ниже выпуска не соответствует требованиям ПДК; согласно протоколам анализов пробы сточной воды 21г и 22г - выпуски от больницы и жилых домов - сведения о превышении ПДК в них отсутствуют.

При таких обстоятельствах, нет оснований считать, что сточные воды, выпускаемые из канализационных сетей МУП ЖКС не соответствуют установленным нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения и к обязанию ответчика организовать деятельность по очистке хозяйственно бытовых сточных вод. Доводы заявления об отсутствии очистных сооружений, доказательствами в судебном заседании не подкрепленные, сами по себе не свидетельствуют о неочищении сточных вод с учетом осуществления их механической очистки через систему отстойников, как это установлено в судебном заседании на основании объяснений представителя ответчика и не оспаривалось сторонами.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Красноярского природоохранного прокурора к МУП ЖКХ о признании незаконным действий по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п.Козулька, на рельеф местности, прекращении сброса хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих из канализационной сети п. Козулька, на рельеф местности, обязании МУП ЖКС организовать деятельность по их очистке до достижения установленных нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного назначения отказать полностью.

Определение может быть обжаловано в     Красноярский краевой суд с подачей частных жалобы, представления     через Козульский районный суд Красноярского края в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья             Ю.В.Анисимова                                                                                                                

2-220/2011 ~ М-188/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Природоохранный прокурор
Ответчики
МУП " ЖКС"
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Анисимова Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
kozul--krk.sudrf.ru
15.06.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2011Передача материалов судье
20.06.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2011Подготовка дела (собеседование)
20.07.2011Подготовка дела (собеседование)
27.07.2011Подготовка дела (собеседование)
04.08.2011Подготовка дела (собеседование)
15.08.2011Подготовка дела (собеседование)
25.08.2011Подготовка дела (собеседование)
25.08.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2011Судебное заседание
08.09.2011Судебное заседание
22.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее