Копия.
№2а-№/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.02.2021г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-№/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к Архиповой ФИО9 о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ
Административный истец Управление Роспотребнадзора по Самарской области обратился в суд к административному ответчику Архиповой ФИО10
В обоснование иска указано, что при проведении мониторинга интернет-ресурсов, Управлением Роспотребнадзора установлено, что 09.12.2020г. пользователям предоставляется свободный доступ к сайту https://snus-magl.ru, где размещена информация о возможности приобретения бестабачной никотиносодержащей продукции жителями Самарской области. Одним из таких веществ является снюс («снилс», snus, сню) или жевательный табак. Представляет собой листья табака, который в измельченном состоянии находится в специальных капсулах. Его закладывают между деснами и губой, в среднем, на 20 минут с целью получения требующейся дозы никотина.
Сайт имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, побуждает к покупке бестабачной никотиносодержащей продукции, с указанием ассортимента, цен, акции на скидки, ссылки на то, как сделать заказ.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО11 (по доверенности) административные исковые требования поддержала просила суд иск удовлетворить. Дала суду пояснения, аналогичные описательной части административного искового заявления. Также пояснила, что в адрес Управления поступило обращение ФИО12 с просьбой заблокировать сайт https://snus-magl.ru, в связи с размещением на сайте информации о продаже снюса. В ходе проведения мониторинга в отношении указанного сайта был направлен запрос о предоставлении информации владельце сайта. Согласно полученному ответу на запрос Управления владельцем сайта является Архипова ФИО13 в связи с чем, Управлением именно к Архиповой ФИО14 заявлены данные административные исковые требования. На удовлетворении административного иска настаивает.
Административный ответчик Архипова ФИО15. и ее представитель адвокат Богословцев ФИО16 административные исковые требования не признали в полном объеме. При этом не возражали против признания информации, размещенной на сайте, запрещенной. Представили суду возражения на административное исковое заявление. Также пояснили, что Архипова Е.Б. не является ни создателем сайта, ни его пользователем. Информацию, указанную на сайте ответчик не распространяла. Полагает, что при создании данного сайта были незаконно использованы ее персональные данные.
Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Конкретизируя указанную правовую норму, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об ране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака» указано, что запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).
Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.08.1998 № 124-ФЗ б основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее № 124-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ (далее- № 436-Ф3) защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Пункт 2 части 2 статьи 5 № 436-ФЗ предусматривает, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится в том числе информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Таким образом, распространение указанной информации нарушает установленные требования к реализации бестабачной никотиносодержащей продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее- № 149- ФЗ) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
Статьей 10 № 149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 15.1 вышеуказанного закона предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании формации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статья 9 закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в целях недопущения нарушения прав неопределенного круга потребителей, и во исполнение действующего законодательства, руководствуясь ст.40 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 20 № 436-ФЗ Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Статья 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300 от 07.02.1992г. предусматривает, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по работке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (в соответствии со ст. 40 Закона о защите прав потребителей и ст.20 № 436 ФЗ) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также в защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты в потребителя и благополучия человека от 02.07.2012 № 708 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области» Управление возглавляет руководитель, который действует без доверенности от имени Управления.
Судом установлено, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение ФИО17 с просьбой заблокировать сайт https://snus-magl.ru, в связи с размещением на сайте информации о продаже снюса.
При проведении мониторинга интернет-ресурсов, Управлением Роспотребнадзора установлено, что 09.12.2020г. пользователям предоставляется свободный доступ к сайту https://snus-magl.ru, где размещена информация о возможности приобретения бестабачной никотиносодержащей продукции жителями Самарской области. Одним из таких веществ является снюс («снилс», snus, сню) или жевательный табак. Представляет собой листья табака, который в измельченном состоянии находится в специальных капсулах. Его закладывают между деснами и губой, в среднем, на 20 минут с целью получения требующейся дозы никотина.
Сайт имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, побуждает к покупке бестабачной никотиносодержащей продукции, с указанием ассортимента, цен, акции на скидки, ссылки на то, как сделать заказ.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Согласно ответу ОО «Бегет» на запрос Управления Роспотребнадзора по Самарской области администратором доменного имени сайта https://snus-magl.ru, указанный при его регистрации является Архипова ФИО18, зарегистрированная по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного Архипова ФИО19. является надлежащим ответчиком по данному делу.
Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайте по адресу: https://snus-magl.ru, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения о реализации табачной продукции.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Таким образом, информация с предложением приобрести табачную продукцию (снюса - табака сосательного) дистанционным способом, размещенной на сайте по адресу: https://snus-magl.ru, открытой для общего доступа, нарушает законодательство об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также права потребителей на приобретение товара надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта.
В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Самарской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к Архиповой ФИО20 удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте https://snus-magl.ru, где размещена информация о дистанционной продаже снюс, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По вступлении в законную силу направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Самарской области для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Взыскать с Архиповой ФИО21 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.о. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 25.02.2021г.
Председательствующий Е.В. Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-№/2021
(УИД №) Промышленного районного суда г. Самары