Дело № 2а-2337/2023
УИД 73RS0013-01-2023-003031-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.В., при секретаре Веденевой Э.В., с участием помощника прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Нуретдиновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области о признании постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области №71/383-4 от 28.07.2023 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», недействующим с момента принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – УОО ПП «КПРФ») обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» (далее – ТИК МО «Город Димитровград») от 28.07.2023 №71/383-4 был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» (далее – УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России»).
Полагает, что указанное постановление подлежит отмене, поскольку территориальная группа № 4, включенная в состав списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России», состоит из трех одномандатных избирательных округов (одномандатный избирательный округ № 6, одномандатный избирательный округ № 7, одномандатный избирательный округ № 8), тогда как в соответствии с требованиями Закона Ульяновской области № 109-ЗО в рамках территориальной группы возможно объединение только одного или двух одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Просит постановление ТИК МО «Город Димитровград» от 28.07.2023 №71/383-4 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», признать недействующим с момента его принятия.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Ульяновской области.
В судебном заседании представитель административного истца УОО ПП «КПРФ» Еремина Л.В., действующая на основании доверенности от 01.08.2023, заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснила, что узнали о спорном постановлении накануне подачи административного иска, обратились в суд с целью зафиксировать указанное в иске нарушение, полагает, что объединение трех одномандатных избирательных округов в одной территориальной группе создает преимущества для депутатов, в том числе для Т *
Представитель административного ответчика Топталин А.А., действующий на основании доверенности от 08.08.2023, исковые требования не признал, пояснил, что административным истцом пропущен срок для подачи иска, который не подлежит восстановлению, права административного истца не нарушены, спорное постановление не является нормативно-правовым актом. Права других депутатов не нарушаются, поскольку внутри списка мандаты распределяются в зависимости от рейтинга партии по итогам голосования. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В., действующий на основании доверенности от 25.08.2022 г., в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск. Согласно отзыву полагают, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку, во-первых, административным истцом пропущен пресекательный процессуальный срок подачи искового заявления, установленный ч. 4 либо ч. 5 ст. 240 КАС РФ, во-вторых, реализация заявленного административным истцом требования не предусмотрена и противоречит положениям действующего законодательства о выборах. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, рассмотреть дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ульяновской области.
Представитель заинтересованного лица УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд, руководствуясь ст.243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключения прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В силу ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 21.06.2023 №99/873 назначены выборы депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением ТИК МО «Город Димитровград» от 31.07.2023 № 73/392-4 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Городской думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Постановлением ТИК МО «Город Димитровград» от 28.07.2023 № 71/383-4 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Городской думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России».
Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Ульяновской области, регламентированы Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Законом Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон № 109-ЗО).
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума определены в статье 76 Федерального закона N 67-ФЗ. На эту же статью ссылается административный истец в обоснование административных исковых требований.
Согласно положениям статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1.1 вышеприведенной статьи Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Порядок выдвижения списка кандидатов избирательным объединением предусмотрен статьей 38 Закона № 109-ЗО. Список кандидатов состоит из территориальных групп кандидатов, охватывающих всю территорию единого избирательного округа.
Каждая территориальная группа кандидатов должна соответствовать территориям одного или двух граничащих между собой одномандатных (многомандатных) избирательных округов, образованных в соответствии со статьей 13 настоящего Закона. При определении территориальных групп кандидатов разделение территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа не допускается.
Территориальные группы кандидатов и их номера определяются избирательным объединением самостоятельно.
Число территориальных групп кандидатов определяется решением выдвинувшего список кандидатов избирательного объединения и не может составлять менее половины от установленного числа одномандатных (многомандатных) избирательных округов или превышать его.
В каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено не менее двух и не более трех кандидатов.
Образование одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов предусмотрено ст. 13 Закона № 109-ЗО.
Постановлением № 71/383-4 от 28.06.2023 территориальная избирательная комиссия муниципального образования «город Димитровград» установила следующее. Порядок выдвижения списка кандидатов четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России», заверенного в количестве 16 человек (постановление территориальной избирательной комиссии МО «город Димитровград» от 23.07.2023 № 66/310-4), и представленные для регистрации списка кандидатов в депутаты Городской Думы горда Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва документы, соответствуют требованиям статей 38,40,45 и 46 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-ЗО «О выборах представительных органов муниципальных образований Ульяновской области». Постановила зарегистрировать список кандидатов в депутата Городской Думы города Димитровграда четвертого созыва в количестве 16 человек, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением УОО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» в Ульяновской области – 28.07.2023 в 18 часов 10 минут, по приложенному списку.
Из списка следует, что указано 16 человек по восьми территориальным группам, в 1 группе – округ № 1, во 2 группе – округа №№ 2,3, в 3 группе – округа №№ 4,5, в 5 группе – округа №№ 9,10, в 6 группе – округа №№ 11,12, в группе № 7 – округ № 13, в группе № 8 – округа №№ 14,15, в территориальной группе № 4 объединены одномандатный избирательный округ № 6, одномандатный избирательный округ № 7, одномандатный избирательный округ № 8), депутаты: Т *, член политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, А *
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ, направленного на конкретизацию провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, то есть выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты осуществляются на одних и тех же условиях.
Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 51 Закона № 109-ЗО все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, доводы административного истца о нарушении спорным постановлением прав административного истца суд считает ошибочными, поскольку объединение в территориальной группе № 4 трех одномандатных округов №№6,7,8 не имеет влияния на сам избирательный процесс.
Кроме того, учитывая, что административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4, 7 статьи 240 КАС РФ). Оспариваемое постановление ТИК вынесено 28.07.2023, административный иск в суд подан 31.07.2023, то есть, за пределами установленного законом срока обжалования.
В силу части 1 статьи 240 КАС РФ трехмесячный срок на подачу административного иска о защите избирательных прав применяется в случаях, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В данном случае, как указано, установлен пресекательный десятидневный срок на подачу такого административного искового заявления.
Доводы административного истца о том, что им было не известно о принятом решении, судом отклоняются, поскольку спорное постановление было опубликовано в муниципальном вестнике Заволжья, № 87 (3112) 28.07.2023, то есть, в день вынесения постановления. Ссылка административного истца на то, что процессуальный срок не пропущен, суд считает не состоятельной, поскольку позиция истца в данном случае основана на ошибочном толкование положений законодательства.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу положений части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания постановления ТИК МО «Город Димитровград» от 28.07.2023 №71/383-4 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» недействующим с момента его принятия, не имеется. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» о признании недействующим постановления от 28.07.2023 №73/383-4 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Димитровграда третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» с момента его принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме – 04 сентября 2023 года.
Председательствующий судья С.В. Федосеева