Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2018 от 09.01.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Георгиевск                             03 июля 2018 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего                          Монастырского В.В.,

при секретаре судебного заседания             Тарасянц А.Р.,

с участием:

помощника прокурора Сквирко Р.В.,

представителей ответчика: Горбенко В.А.,

Мельниковой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда Ставропольского края, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Георгиевск, ул.Калинина, д.117, гражданское дело по заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд с заявлением к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры – железнодорожном вокзальном комплексе Георгиевск Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (далее – ж/д вокзал Георгиевск), а именно:

установить предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности ж/д вокзала Георгиевск инженерные сооружения в виде металлического ограждения границ зоны транспортной безопасности, установив срок исполнения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

провести дополнительную оценку уязвимости ж/д вокзала Георгиевск, утвердить в установленном порядке их результаты, а также внести изменения в действующий план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после чего реализовать указанный план обеспечения транспортной безопасности в установленные сроки, ссылаясь на следующее.

Минераловодской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками УФСБ России по Ставропольскому краю и Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте была проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму на ж/д вокзале Георгиевск, включенном в Реестр маршрутной сети перевозки болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в результате которой установлено, что его деятельность, как объекта транспортной инфраструктуры, осуществляется с нарушениями действующего законодательства.

Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ №16) и Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ж/д вокзал Георгиевск является объектом транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования, собственник которого – ОАО «РЖД», обязан обеспечить транспортную безопасность данного объекта, а именно реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В силу Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 12.12.2011 №183, филиалы и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» организуют в порядке и по правилам, установленным Минтрансом России, проведение оценки уязвимости находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта в соответствии с установленной категорией, планируют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности этих объектов и организуют их реализацию, проводят расчеты необходимого объема финансового и материально-технического обеспечения транспортной безопасности находящихся в их ведении объектов железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 №34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в силу которого обязанность по разработке плана возложена на субъект транспортной инфраструктуры. При этом план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Мминистерства транспорта РФ от 08.02.2011 №43 (далее – Требования), субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости.

В ходе проверки установлено, что ж/д вокзалу Георгиевск присвоена 2 категория. Уведомление об установлении категории направлено 31.05.2011 (исх. №УТБ-7/4/2316). Результаты оценки уязвимости ж/д вокзала Георгиевск утверждены 22.03.2013. План обеспечения транспортной безопасности ж/д вокзала Георгиевск подлежал утверждению Федеральным агентством железнодорожного транспорта в апреле 2013 года и, соответственно, реализации, в сентябре 2013 года. При этом одной из мер, направленных на обеспечение безопасности ж/д вокзала Георгиевск, предусмотренной планом, являлось установка металлических ограждений в границах зоны транспортной безопасности. Однако данный план был утвержден с нарушением указанных сроков лишь 22.12.2015, и до настоящего времени не реализован, в частности, меры по оборудованию ж/д вокзала Георгиевск металлическими ограждениями не принято.

Таким образом, уровень обеспечения транспортной безопасности ж/д вокзале Георгиевск, не соответствует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требований по защите объектов транспорта от противоправных посягательств.

В связи с этим просил обязать ОАО «РЖД» оборудовать ж/д вокзал Георгиевск средствами обеспечения транспортной безопасности – металлическими ограждениями в границах зоны транспортной безопасности вокзала, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявленные требования были прокурором дополнены в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 №495, которым были утверждены новые требования по обеспечению транспортной безопасности. Указал, что в связи с изменением законодательного регулирования в данной области у ответчика возникла обязанность провести дополнительную оценку уязвимости ж/д вокзала Георгиевск, по результатам которой перечень технических средств, необходимых для ее оснащения, может быть скорректирован. В соответствии с требованиями законодательства дополнительная оценка должна была быть произведена в течение 3 месяцев со дня изменения требований по обеспечению транспортной безопасности. Кроме того, субъект транспортной инфраструктуры также обязан обеспечить внесение изменений в действующий план обеспечения транспортной безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости, однако до настоящего времени необходимые действия ответчиком не совершены.

На основании изложенного просит также обязать ОАО «РЖД» провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала Георгиевск, утвердить в установленном порядке их результаты, а также внести изменения в действующий план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после чего реализовать указанный план обеспечения транспортной безопасности в установленные сроки.

Ответчик ОАО «РЖД» представило письменные возражения на исковое заявление Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, в которых заявленные требования не признало, возражало против их удовлетворения, указав, что, действительно, 22.12.2015 был утвержден План обеспечения транспортной безопасности ж/д вокзала Георгиевск. Вместе с тем, в приложении №12 к Плану ОТБ указано, что мероприятия по оснащению инженерно-техническими системами запланировано по мере выделения финансовых средств и только после утверждения проектно-сметной документации и финансирования данных мероприятий. Кроме того, в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД» все закупки оборудования, выполнение работ, оказание услуг структурным подразделениям ОАО «РЖД» осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть для производства работ, указанных в Плане ОТБ, необходимо проведение конкурсных процедур по отбору поставщика соответствующих услуг.

Кроме того, с момента подачи искового заявления изменились требования по обеспечению транспортной безопасности, а именно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 №495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», положениями которых установлены требования к проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, сроки ее проведения (1 месяц) и сроки ее утверждения в компетентном органе в срок, не превышающий 30 дней. Таким образом, только на разработку и утверждение необходимых документов законодательством предусмотрено не менее 5 месяцев, что свидетельствует о невозможности в течение 2-х месяцев после вступления решения в законную силу установить предусмотренные Планом ОТИ инженерные сооружения в виде металлического ограждения в границах зоны транспортной безопасности ж/д вокзала Георгиевск.

Кроме того, в настоящее время в региональной дирекции ведется работа по заключению договора с ЗАО «ИНТЕГРА-С», победителем открытого аукциона, состоявшегося 25.01.2018, на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожных вокзалов Минераловодского региона, в том числе ж/д вокзала Георгиевск.

Таким образом, ОАО «РЖД» полагает, что в данном случае требования прокурора являются преждевременными, поскольку в результате работ по проведению дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры может измениться категория вокзала Георгиевск и, следовательно, перечень необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ж/д вокзала Георгиевск.

Также ответчик отметил, что оборудование ж/д вокзала Георгиевск техническими средствами может осуществляться только за счет средств Инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит долгосрочный характер и принимается для реализации задач, поставленных Правительством РФ, с учетом финансовых возможностей компании, приоритетности вопросов обеспечения безопасности пассажиров. Учитывая весь объем задач, реализация требований ФЗ №16 обусловлена непосильной финансовой нагрузкой на ОАО «РЖД», а с учетом общего количества категорированных объектов на сети железнодорожных дорог, затраты компании на эти цели суммарно оцениваются в сотни миллиардов рублей.

В связи с изложенным, ОАО «РЖД» не в состоянии выделять достаточное количество денежных средств для реализации всех требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в границах Северо-кавказской региональной дирекции.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком ОАО «РЖД» представлены дополнительные возражения на требования прокурора, заявленные в порядке статьи 39 ГПК РФ, в которых указало, что в добровольном порядке начало процедуры по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, а именно заключен договор на проведение оценки, срок действия которого установлен до 30.09.2018.

Таким образом, в настоящее время предмета спора уже как такового не имеется.

В судебном заседании помощник прокурора Сквирко Р.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, заявлении в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «РЖД» по доверенностям Горбенко В.А. и Мельникова В.И. требования прокурора не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к ним.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статьи 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в суд не явились, доказательств уважительности неявки и ходатайств об отложении судебного заседания или о его проведении в их отсутствие суду не представлено. Учитывая изложенное, а также мнение явившихся лиц, суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к ОАО «РЖД» подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 21,35, часть 1; статья 46, часть 1).

В соответствии с общим правилом статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Пределы осуществления гражданских прав установлены статьей 10 ГК РФ, в соответствии с которой, в частности, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, избирает истец, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Согласно пункту 1 статьи 1 ФЗ №16 акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ №16 основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости ОТИ и транспортных средств; категорирование ОТИ и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5 статьи 1 ФЗ №16).

В статье 1 ФЗ №16 дано понятие категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и включает в себя отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В пункте 9 статьи 1 ФЗ №16 дано понятие субъекта транспортной инфраструктуры – юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии со статьей 8 ФЗ №16 требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 данного закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ФЗ №16 железнодорожный вокзальный комплекс Георгиевск Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» является объектом транспортной инфраструктуры, а ОАО «РЖД» на основании пункта 9 статьи 1 ФЗ №16 – субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ №16 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Обращаясь в суд с первоначальными требованиями об обязании ОАО «РЖД» оборудовать ж/д вокзал Георгиевск средствами обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с утвержденным Планом обеспечения транспортной безопасности: металлическими ограждениями в границах зоны транспортной безопасности ж/д вокзала Георгиевск, прокурор в обосновании требований ссылался на Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 №43, которым были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования №43), которые распространялись на все объекты транспортной инфраструктуры, которым присвоена категория. Указанные Требования определяли систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с пунктом 5.8 Требований №43 (действовавших на момент развития спорных отношений) субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение 3 месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками УФСБ России по Ставропольскому краю и Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму на железнодорожном вокзале План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ж/д вокзала Георгиевск, включенных в Реестр маршрутной сети перевозки болельщиков в период проведения Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, был утвержден 22.12.2015, его реализация в силу пунктов 2, 4 статьи 9 ФЗ №16 осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры поэтапно, количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, в нарушение пункта 5.28 Требований №43, в соответствии с которым субъект транспортной безопасности обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов), а также раздела 1 Плана транспортной безопасности на ж/д вокзала Георгиевск отсутствовали металлические ограждения по границе зоны транспортной безопасности.

Таким образом, на дату проведения проверки и предъявления прокурором данного иска со стороны ОАО «РЖД» имело место бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на реализацию Плана ОТБ ж/д вокзала Георгиевск.

Вместе с тем, согласно статье 4 Федерального закона от 23.07.2013 №208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов» требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 ФЗ №16 до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства РФ, предусмотренного статьей 8 ФЗ №16.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования №495). Требования, утвержденные данным документом, вступили в силу с 01.07.2017.

Пунктом 1 Требований №495 установлено, что настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта. Применяются настоящие Требования в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в число которых входят и железнодорожные вокзалы.

Пунктом 5 Требований №495 прямо предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

- представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве) для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 ФЗ №16 (далее – реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), установленным Министерством транспорта РФ;

- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;

- на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).

Согласно подпункту 17 пункта 5 Требований №495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

Таким образом, на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортных средств), которая представляет собой, определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В связи с изложенным, требование прокурора об исполнении Плана ОТБ, принятого и утвержденного в соответствии с положениями Требований №43, утративших силу в связи с принятием Требований №495, путем обустройства инженерных сооружений в виде металлического ограждения границах зоны транспортной безопасности вокзала без проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с Требованиями №495, в настоящее время невозможно, а потому в удовлетворении данного требования прокурору надлежит отказать.

Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 №87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок), в соответствии с пунктами 5, 6 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать 1 месяца.

В силу пункта 9 Порядка при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

При таких обстоятельствах в силу пункта 9 Порядка проведения оценки уязвимости с 01.07.2017 на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости в месячный срок.

Однако, ответчиком данная обязанность на момент рассмотрения настоящего спора не исполнена. При этом факт заключения договора на проведения работ по оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в данном случае решающего значения не имеет, поскольку Требования №495, обязательные к исполнению всеми субъектами транспортной инфраструктуры, вступили в действие 01.07.2017, в то время как договор №209/18-ТБО-Ж заключен только 28.04.2018.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на исполнение предписаний Требований №495 ответчиком не представлено.

Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части касающейся возложения на ответчика обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – ж/д вокзала Георгиевск, утвердить в установленном порядке их результаты, поскольку не проведение мероприятий, предусмотренных в обязательном порядке Требованиями №495, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку по междугородным и пригородным маршрутам.

При этом, по смыслу приведенных правовых норм в их совокупности, доводы ответчика о не возможности исполнения требований прокурора судом во внимание не могут быть приняты, поскольку сроки выполнения определенных действий, перечень которых регламентирован ФЗ №16, Требованиями №495, установлены законодателем и каких-либо оснований для их несоблюдения, в том числе по причине отсутствия достаточного количества материальных средств, законом не предусмотрено.

Вместе с тем, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности внести изменения в действующий план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после чего реализовать указанный план обеспечения транспортной безопасности в установленные сроки, по мнению суда, являются преждевременными, поскольку достаточных оснований для вывода о том, что данная обязанность ОАО «РЖД», закрепленная в пункте 18 Требований, не будет в установленные законом сроки ответчиком исполнена, материалы дела не содержат, а потому, суд полагает необходимым в удовлетворении указанных требований прокурору отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление Минераловодского межрайонного транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести оценку уязвимости железнодорожного вокзального комплекса Георгиевск Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» и утвердить ее результаты в установленном законом порядке.

Минераловодскому межрайонному транспортному прокурору в удовлетворении требований о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности установить предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзального комплекса Георгиевск Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» инженерные сооружения в виде металлического ограждения границ зоны транспортной безопасности вокзала, установив срок исполнения 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; внести изменения в действующий план обеспечения транспортной безопасности и представить его на утверждение в компетентный орган в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, после чего реализовать указанный план обеспечения транспортной безопасности в установленные сроки отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.

(Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2018 года).

Председательствующий                      В.В. Монастырский

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-489/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минераловодский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
МТУ Роспотребнадзора по СКФО
Южное территориальное управление Федерального агентствв железнодорожного ранспорта
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Монастырский Владимир Викторович
Дело на сайте суда
georgievsky--stv.sudrf.ru
09.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.01.2018Передача материалов судье
09.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2018Подготовка дела (собеседование)
22.02.2018Подготовка дела (собеседование)
22.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2018Предварительное судебное заседание
13.04.2018Судебное заседание
19.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
19.06.2018Подготовка дела (собеседование)
19.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2018Судебное заседание
04.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее